Создано 24.02.2022
Законопроекты, направленные на совершенствование механизма ГЧП, готовятся к внесению в Госдуму
Изменение законодательства в сфере государственно-частного партнерства, по предварительным оценкам, к концу 2024 года позволит обеспечить прирост рынка ГЧП на 60% и выйти на общий объём инвестиций в 3,9 трлн рублей. Об этом и.о. директора Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития Александр Киревнин сообщил на тематическом совещании Комитета СФ по экономической политике, 24 февраля.
Открывая совещание, замглавы Комитета СФ по экономической политике Алексей Синицын отметил, что за последние годы практика применения ГЧП развилась от инструмента, применявшегося преимущественно в дорожном строительстве, до механизма, который используется в инфраструктурных, городских, социальных проектах.
«Этот процесс сопровождался стабильным увеличением объёма рынков ГЧП и концессии», — сказал сенатор. В то же время, по его словам, законы о концессионных соглашениях и о ГЧП достаточно часто корректируются — в среднем 2-3 раза в год.
Сенатор рассказал, что Минэкономразвития с 2018 года разрабатывает законопроекты, которыми будут внесены поправки в действующие законы о концессионных соглашениях и о ГЧП и МЧП, а также в отдельные законодательные акты. Синицын рассказал, что сейчас документы рассмотрены Комиссией правительства по законопроектной деятельности и в ближайшее время ожидается их внесение в Госдуму.
Целью корректировки этого законодательства заявлено совершенствование механизмов государственно-частного партнерства для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов
Алексей Синицын, зампред Комитета СФ по экономической политике
Александр Киревнин, в свою очередь, отметил, что оба законопроекта направлены на совершенствование механизма ГЧП. «Один имеет системный характер, он прорабатывался с 2018 года, подготовлен совместно с инвестиционным сообществом, отражает в себе те запросы, которые все заинтересанты проявляли и направляли в адрес Минэкономразвития за эти годы», — рассказал Киревнин.
Второй законопроект, по его словам, небольшой и направлен на повышение эффективности бюджетного планирования при реализации проектов ГЧП.
И.о. директора департамента рассказал, что первый законопроект вводит однозначное определение формы и условий финансового участия концедента, даёт определение капитального гранта, платы концедента, минимального гарантированного дохода. Киревнин отметил, что это нужно для исключения неопределенности в правоприменении и на практике. Это приведет к снижению количества судебных разбирательств, уверенности концедентов и концессионеров в однозначной интерпретации этих терминов и концессионных положений.
Также законопроектом предусмотрена возможность компенсации частному инвестору своих затрат на подготовку предложения о заключении соглашения в случае, если был объявлен конкурс и инициатор не стал победителем. «Данные положения необходимы для стимулирования частной инициативы, рынок поддерживает такие предложения», — заявил представитель ведомства.
Законопроект также вводит процедуру конкурса в электронной форме в дополнение к стандартной процедуре. Это нужно для повышения прозрачности конкурсных процедур, считают в Минэкономразвития.
Кроме того, законопроект позволяет заключать концессионные соглашения и соглашения о ГЧП и МЧП в отношении объектов незавершенного строительства.
«Принятие данного законопроекта позволит повысить инвестиционную активность, защиту интересов инвесторов и сформировать условия для запуска новых инфраструктурных проектов, — отметил Киревнин. — По нашим предварительным оценкам, по итогам 2024 года реализация данных законопроектов позволит обеспечить прирост рынка ГЧП порядка 60% и выйти на общий объем инвестиций в 3,9 трлн рублей».