Обновлено 03.12.2021
Минфин готовит предложения по совершенствованию режима ТОР
Минфин изучает эффективность всех действующих налоговых режимов и преференций для резидентов Территорий опережающего социально-экономического развития и планирует подготовить меры для улучшения режима ТОР. Об этом 3 июня на семинаре-совещании, посвященном налоговому регулированию ТОР, которое прошло в Совете Федерации, рассказал глава департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Минфина РФ Денис Борисов.
Выпадающие доходы бюджета из-за льгот и преференций по налогам и сборам, применяемым в ТОР на Дальнем Востоке и в моногородах, сейчас составляют более 40 миллиардов рублей. К 2023 году эта величина, по прогнозам, может вырасти до 60 миллиардов рублей. Более 90 % от этих налоговых расходов приходится на ДФО — в том числе за счёт того, что там действует режим свободной таможенной зоны с возможностью освобождения от пошлин, НДС и акцизов
Денис Борисов, директор департамента Минфина РФ
По словам Борисова, в Минфине при участии ФНС собрали данные по налогоплательщикам в 15 ТОР на Дальнем Востоке и 15 ТОР в моногородах по ключевым отраслям, и выяснилось, что по резидентам выручка и капитальные вложения, а также чистая прибыль от продаж «продемонстрировали положительную динамику».
Одновременно, уточнил чиновник, не всегда режим ТОР становится первопричиной реализации того или иного крупного проекта, так как многие компании могли пользоваться другими налоговыми льготами, превосходящими по размеру те, что предоставляются в режиме ТОР.
Минфин, отметил представитель ведомства, готов вместе с палатой регионов и Минвостокразвития работать над реализацией конкретных предложений, чтобы режим ТОР стал более эффективным и «служил заявленным целям, которые декларировались при его принятии».
По словам члена Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера, главы рабочей группы по вопросам развития моногородов Елены Авдеевой, сенаторы надеются, что в Правительстве услышат их предложения о сохранении территорий опережающего развития в моногородах и продлении трёхлетнего периода применения в них льготных страховых взносов.
Сенатор отметила, что сегодня в моногородах созданы 90 ТОР. За счет новых предприятий, которые благодаря этому появляются, удается остановить отток населения из моногородов и развивать малый и средний бизнес.
При этом 80 % моногородов составляют малые города с численностью населения до 50 тысяч, которым сложно на равных конкурировать с мегаполисами за инвесторов. Пониженные страховые взносы, действующие в ТОР, являются тем «бонусом», который позволяет обратить внимание бизнесменов на моногорода. «Об этом говорят все моногорода без исключения. Эти малые города просят также продолжения работы по созданию ТОРов. На сегодня эта тема заморожена. Они не создаются», — сказала Авдеева.
Как писал «СенатИнформ», в СФ предлагают увеличить срок применения льготных страховых взносов для резидентов ТОР. Законопроект об том в середине мая направили премьер-министру Михаилу Мишустину сенаторы Андрей Кутепов и Владимир Кравченко.
В инициативе речь идет о резидентах ТОР, созданных на территориях моногородов и закрытых административно-территориальных образований. «Учитывая, что применение пониженных страховых вносов в отношении резидентов ТОР является одним из ключевых факторов принятия решения потенциальным инвестором, так как совокупная ставка уплачиваемых резидентом взносов составляет всего 7,6%, предусматривается продление на один год срока применения льгот страховых взносов», — сказано в пояснительной записке к проекту.
Также сенаторы предложили распространить право на применение пониженных тарифов страховых взносов на резидентов ТОР, получивших соответствующий статус по истечении трехлетнего периода функционирования ТОР и до вступления в силу данного закона.