Обновлено 19.05.2023
Мошенники хотят россиян не только слышать, но и видеть
Мошенники постоянно изобретают новые схемы обмана, поэтому важно всегда перепроверять информацию в официальном источнике. Для этого банки должны оперативно публиковать на своих сайтах и в отделениях информацию об актуальных способах мошенничества и давать советы, как людям не попасться на уловки злоумышленников. Об этом «СенатИнформ» сказал зампред Совета по развитию цифровой экономики при СФ, член Комитета верхней палаты по конституционному законодательству и госстроительству Артём Шейкин.
«Известия» сообщили о новой схеме мошенничества: злоумышленники звонят россиянам через мессенджеры или по телефону и представляются сотрудниками банков, а, если люди не верят, предлагают переключиться на видеозвонок, где изображают работу из банковского офиса. На аватар мошенники ставят логотип финансовой организации и присылают «клиентам» фото поддельных банковских документов, выманивая платёжную информацию. Об этом рассказали в ВТБ, в банке «Ренессанс», МТС Банке, а также в Infosecurity и Softline Company.
В беседе с нашим изданием сенатор Шейкин напомнил, что сейчас в Российской Федерации существует ряд проектов, направленных на повышение грамотности граждан по вопросам информационной безопасности, инициированных как государственными органами, так и коммерческими компаниями. Но этого, считает сенатор, недостаточно: сами банки должны активнее заниматься вопросами информирования и просвещения россиян, постоянно напоминать, что переписка, видео- или аудиозвонки в мессенджерах их сотрудники не используют.
Мошенники постоянно генерируют новые схемы и формы обмана, изощряются в мошенничестве. Важно всегда руководствоваться принципом перепроверки информации в официальном источнике, даже если вдруг вам показался очень убедительным тот или иной звонок от финансового учреждения, сотрудника полиции, сотрудника социальной службы и тд.
Артём Шейкин, член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству
Помимо этого, учитывая консервативность мышления старшего поколения, родные должны сами о них заботиться и консультировать близких, настаивать, чтобы в подозрительных случаях они связывались с детьми, родственниками и принимали решение на холодную голову.
«Если говорить в целом о способах совершения преступлений, то, по имеющимся данным представителей правоохранительных органов, 82% преступлений, а конкретно краж денежных средств граждан, осуществляется с использованием банковских карт. И 15% преступлений — это мошенничество. Проблема сама по себе очень актуальная, важная, социально значимая, и очень много граждан страдают от неё», — заявил Шейкин.
Он рассказал, что для решения проблемы Банк России предложил ряд законодательных инициатив, одна из которых уже стала законом — об информационном взаимодействии ЦБ с МВД. Документ вступит в силу в октябре 2023 года, для этого Банк России и МВД должны подписать соглашение. «Данная инициатива нацелена на ускоренный информационный обмен, получение данных об операциях без согласия клиентов для того, чтобы правоохранительные подразделения в режиме «одного окна» могли получать быстро информацию по операциям без согласия», — пояснил сенатор.
Кроме того, рассказал он, сейчас обсуждается ряд инициатив по изменению закона «О национальной платёжной системе». В частности, законопроект, направленный на совершенствование механизма противодействия хищению денежных средств, должен ввести период охлаждения на два дня на стороне банка-отправителя.
«То есть, если человек находится под воздействием социальных инженеров и банк-отправитель видит, что денежные средства переводятся на дропперский счёт, это фактически по предложенной инициативе даст человеку возможность одуматься, прийти в себя», — уточнил Шейкин.
Ранее сенатор рассказал нашему изданию о новой мошеннической схеме: злоумышленники выдают себя за сотрудников банков, звонят гражданам и предлагают установить на смартфон программу, которая якобы предназначена для защиты банковского счёта — так мошенники получают доступ к смартфону, а через перехваченные СМС — одноразовые коды для совершения операций с банковским счётом.
А директор департамента противодействия недобросовестным практикам ЦБ Валерий Лях сообщал, что телефонные мошенники начали притворяться агентами известных финансовых организаций по инвестированию.