Обновлено 30.06.2022
Предельный срок административного задержания предлагают ограничить 24 часами

Хотя задержание применяется достаточно часто, имеет строго определенные сроки, в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) до сих пор нет четкого определения момента, с которого начинает исчисляться время задержания. По действующим нормам его должны считать «с момента фактического лишения свободы». Однако, данная формулировка не раз являлась предметом судебного спора, поскольку в законодательстве нет разъяснения, что является фактическим лишением свободы. Об этом на «круглом столе» в верхней палате заявила член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Ольга Ковитиди.
По её словам, отсутствие надлежащего регулирования порождает проблему расхождения фактического и процессуального времени задержания. В итоге суд может признать недопустимыми доказательства, поскольку следователь вписал в протокол процессуальное, а не фактическое время задержания злоумышленника.

Таким образом, результаты обобщения практики показывают, что процессуальная регламентация института задержания лица, которое подозревается в совершении преступления, нуждается в совершенствовании, и практическая сторона его требует определенного правового переосмысления
Ольга Ковитиди, член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству
Ещё одна проблема связана со сроком административного задержания. В КоАП записано, что он может длиться не более 3 часов, а в исключительных случаях — не более 48 часов. Однако эксперты считают, что предельным максимумом должны быть 24 часов.
Ковитиди напомнила, что в КоАП также есть норма, что задержанному разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. При этом среди прав задержанного в КоАП обозначена только возможность уведомить о своём задержании родственников, администрации по месту работы или учёбы и защитника. «Другие права, как и обязанности задержанных в КоАП отсутствуют», — констатировала парламентарий. Более того, согласно практике, в большинстве случаев никакие права и обязанности задержанным не разъясняются.
Сложности в правоприменительной практике, по мнению Ковитиди, создает и отсутствие в действующем КоАП перечня лиц, которые обладают иммунитетом от административного задержания. Сейчас он определен разными законами и не систематизирован, что создает много неудобств.
Ранее Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова предложила пересмотреть практику применения заключения под стражу и продления сроков содержания.