Обновлено 25.01.2023
Шувалов заявил, что невозможно реализовать крупные проекты по обновлению городского транспорта без поддержки государства

Крупные проекты по обновлению городского транспорта без поддержки государства, полагаясь только на средства частного инвестора, реализовать невозможно. Об этом в ходе 537 пленарного заседания СФ заявил глава «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов.
Первый зампред Комитета СФ по экономической политике Иван Абрамов, обращаясь к главе госкорпорации, отметил, что сейчас в структуре финансирования проектов в сфере транспорта высокую долю занимают бюджетные и квази-бюджетные источники. Это создаёт высокую зависимость проектов от состояния госказны.

Считаем, что нужно активнее привлекать и частные средства через механизмы ГЧП и концессии. Для этого сегодня есть предложение от финансовых организаций активно использовать механизм субсидирования процентной ставки, а также инструмент хеджирования роста рисков ключевой ставки ЦБ по этим долгосрочным кредитам
Иван Абрамов, первый зампред Комитета СФ по экономической политике
Сенатор поинтересовался у Шувалова, можно ли эти методы сегодня использовать.
Игорь Шувалов напомнил про проект успешно реализованный проект «Таганрогский трамвай» и скорый запуск подобной программы в Свердловской области. Всего планируется запустить 10 проектов в крупнейших городах России, где будет обновлено, модернизировано, а где-то и вовсе снова начнёт работать трамвайное сообщение.
По его словам, в Таганроге работа закончилась успешно, потому что и спикер СФ Валентина Матвиенко, и федеральное правительство объединились, чтобы найти источники финансирования. «Крупнейшие проекты по обновлению городского электрического или вообще городского транспорта без поддержки бюджетов разных уровней осуществить невозможно», — уверен глава «ВЭБ. РФ».
Он подчеркнул, что субсидирование процентной ставки или гранты — очень востребованное направление, но «как ни крути, это поддержка федерального бюджета». Что касается обеспечения неповышения процентного платежа, такой инструмент тоже есть — «Фабрика проектного финансирования».
«Если она будет применяться к такого рода концессиям или другим механизмам ГЧП — это возможно обеспечить. В любом случае, придётся отрабатывать по каждому проекту, где он коммерчески оправдан за счёт средств инвесторов, коммерческих банков, и в том числе возможностей ВЭБ, мы будем запускать. Но такие сложные города, как Волгоград, Саратов, Таганрог и другие — здесь без помощи федерального правительства не обойтись», — подчеркнул Шувалов.
Ранее первый вице-спикер СФ Андрей Яцкин говорил, что в 2023-2025 годах могут быть реализованы новые проекты по модернизации трамвайных сетей. По его словам, в России может появиться федеральная программа модернизации городского наземного электрического транспорта. Предложение о её разработке Министерство транспорта РФ направило в Правительство.
Напомним, во время посещения Таганрога в 2020 году спикер СФ Валентина Матвиенко взяла под личный контроль реализацию проекта по модернизации трамвайной сети города с привлечением концессии. Соглашение было заключено на 30 лет между Таганрогом и структурой холдинга «Синара — Транспортные Машины» в мае 2021 года. В декабре того же года госкорпорация ВЭБ.РФ открыла опережающее финансирование проекта. А Матвиенко отметила, что верхняя палата настроена и дальше готовить предложения по регионам о модернизации трамвайных сетей.