Обновлено 09.02.2022
В Минпросвещения заявили, что базовый оклад учителей не должен быть меньше МРОТ
Врио директора департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения РФ Максим Костенко заявил, что базовый оклад учителей не должен быть меньше МРОТ, и сейчас этот вопрос прорабатывается в кабмине. Костенко выступил 9 февраля на заседании Комитета СФ по науке, образованию и культуре.
По словам чиновника, 76% учителей имеют базовую ставку ниже МРОТ, и регионы идут на разные ухищрения, связанные с формированием должностного оклада, присутствует разность подходов к формированию методики оплаты труда. «При этом необходимы единые принципы и подходы, единый перечень выплат компенсационного и стимулирующего характера», — уточнил Костенко.
Он напомнил, что с 1 сентября начнётся пилотный проект в 6 регионах — Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Республике Мордовия — по апробации требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений. Костенко также напомнил, что в 2008 году принятие решений о системе оплаты труда и размеров ставок было передано на уровень образовательных организаций, что привело к «многообразию моделей оплаты, оснований для установления компенсационных и стимулирующих выплат, сложности расчёта».
В проекте нового постановления сказано, что кабмин будет предоставлять регионам свои расчёты: порядок определения размеров ставки зарплаты «на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп», а также два перечня — компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера с размерами и условиями их назначения. Регионы на основе этих вводных будут формировать размер зарплат учителей. Также субъектам РФ будет дано право самостоятельно назначать дополнительные выплаты, а образовательные учреждения смогут предусмотреть надбавки сотрудникам за счёт получаемых доходов.
К 1 января мы собрали информацию по всем 6 регионам по каждому педагогу. Сейчас в пилотном проекте принимают участие 152 образовательные организации. Мы видим и понимаем, как формируется зарплата учителей там, в чём разрывы в системе оплаты труда. Это позволяет в дальнейшем проще подойти к формированию единого подхода
Максим Костенко, врио директора департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения РФ
Чиновник подчеркнул, что новые правила не должны ухудшить положения ни одного педагога, поэтому на следующем этапе вместе с регионами отработают типовые нормативные акты регионального и муниципального уровня. В ведомстве рассчитывают, что с 1 сентября 2022 года 6 упомянутых пилотных территорий полностью перейдут на новую систему оплаты труда, а затем её введут и в остальных субъектах Федерации.
Как ранее отмечала глава Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, вопрос повышения зарплат педагогам — приоритетный для Совета Федерации. Сенаторы первыми два года назад инициировали обращение в Правительство РФ о необходимости внедрения единой системы оплаты труда учителей. Тем более, напомнила сенатор, в соответствии с майскими указами Президента 2012 года, средние зарплаты преподавателей, соцработников, младшего и среднего медперсонала должны были сравняться со средней оплатой труда по региону.
В августе Председатель СФ Валентина Матвиенко подчёркивала, что профессия учителя — одна из самых важных в стране и нужно «системно реализовывать стоящие вопросы в социальных областях, в том числе и в сфере образования».