Обновлено 15.12.2021
В РФ хотят запретить госзакупки у иностранных поставщиков при наличии отечественных аналогов
Совет Федерации давно занимает эту принципиальную позицию — необходимо создать максимально благоприятные условия для госзакупок именно у российских производителей, разумеется, без ущерба для качества продукции и по оптимальным ценам. Об этом заявил «СенатИнформ» заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Константин Долгов.
Правительство предложило запретить покупать иностранную продукцию в рамках госзаказа при наличии отечественных аналогов. Мера должна распространяться и на закупки у единственного поставщика, пишет «Коммерсант». Уточняется, что до сих пор никаких ограничений на неконкурентные закупки не было, тогда как, по разным оценкам, на них приходится порядка половины объема госзаказа. Сейчас закупка у единственного поставщика может проводиться в соответствии с указом или распоряжением Президента, а также постановлением или распоряжением Правительства по поручению главы государства. До сих пор никаких ограничений для неконкурентных закупок иностранной продукции не было. При этом доля единственного поставщика в госзаказе заметно выросла в последние годы. По оценкам Минэкономики, на такие закупки приходится более половины госзаказа или 4,5 трлн рублей по итогам 2020 года.
Уже сейчас есть определенные условия, которые делают более выгодной покупку в рамках законов о госзакупках продукции российского производства. Например, это квоты при закупках электроники, вычислительной техники. Да, могут быть ситуации, когда нет отечественных аналогов зарубежной продукции, но тогда надо стимулировать соответствующие производства, особенно высокотехнологичные
Константин Долгов, зампред Комитета СФ по экономической политике
По его словам, законодатели для этого со своей стороны делают сейчас все возможное.
Накануне стало известно, что объем договоров, заключенных госкомпаниями в ходе электронных и бумажных торгов за первое полугодие 2021 года, составил 2 трлн рублей, что на 18% больше аналогичного периода прошлого года. Речь идет о закупках по Федеральному закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данный закон регулирует закупки коммерческих организаций с участием государства и госструктур, которые оплачивают заказы из собственного бюджета. Заказчиками, в частности, могут выступать компании с долей государства более 50% и их «дочки».
Так, по итогам первого полугодия 2021 года, количество размещенных закупок выросло на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составило порядка 555 тысяч, при этом сумма размещенных закупок увеличилась фактически вдвое и составила 9,9 трлн рублей. Количество заключенных договоров составило 794 тысячи на сумму 2 трлн рублей, что на 12% по количеству и на 18% по сумме больше результатов прошлого года. При этом число активных заказчиков, то есть тех, кто разместил хотя бы одну закупку в этом периоде, сохранилось на уровне прошлого года — 22 тысячи.
«СенатИнформ» писал, что в начале июля в Счетной палате РФ призвали создать стратегию развития системы госзакупок, чтобы не допустить дальнейшего снижения их эффективности. Об этом сказано в отчете ведомства, где также отмечено, что сейчас растет количество закупок, которые отдаются чиновниками без всякого конкурса одному и тому же поставщику. «Но и Правительство ранее практически в полном объеме приняло консолидированную позицию Совета Федерации по поправкам в законодательство о них. Считаю, что теперь ситуация должна радикально измениться», — заявил в комментарии нашему изданию первый замглавы Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.
Как заявил в конце июня глава Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов, кардинально менять закон о госзакупках не нужно: страна экономит много денег за счет конкурсных процедур. Кроме того, отметил сенатор, закон служит препятствием для возможной коррупции. «Закон сам по себе хороший, но надо постоянно работать над его совершенствованием, исходя из той практики, которая сложилась», — объяснил парламентарий.
Напомним, в сентябре 2020 года вышел указ Президента Владимира Путина, где сказано, что единственного поставщика при госзакупках нужно обосновать и представить соответствующее экспертное заключение. Его должны дать Минфин, Минэкономразвития, ФАС России. Исключение делается только в случае определение единственного поставщика в рамках гособоронзаказа.