← Назад

Создано 30.03.2023

В Счётной палате рассказали, что мешает выполнить план лесоустройства

Фото: jannoon028/ freepik
Фото: jannoon028/ freepik

Передача полномочий по лесоустройству на федеральный уровень не обеспечена в полном объёме бюджетными средствами, и в настоящий момент при имеющейся стоимости работ выполнить план лесоустройства за федеральный  счёт не представляется возможным. Об этом заявила начальник инспекции аудита водного, лесного хозяйства и технологической безопасности Счётной палаты (СП) РФ Елена Озерова в верхней палате на парламентских слушаниях «Лесоустройство: актуальные проблемы и направления развития».

По её словам, после вступления в силу положений закона, вернувших с 1 января 2022 года полномочия по лесоустройству на федеральный уровень, СП РФ провела проверку, результаты которой показали, что новый механизм фактически привёл «к отказу государства от проведения лесоустройства на всей площади земель лесного фонда нашей страны». Кроме того, подведомственное Рослесхозу учреждение Рослесинфорг, по сути, получило монополию на этот вид работ.      

Елена Озерова. Фото: СенатИнформ/ Пресс-служба СФ
Елена Озерова. Фото: СенатИнформ/ Пресс-служба СФ

В итоге сейчас работы по таксации — определению возраста деревьев и густоты леса — проводятся только в зоне интенсивного лесопользования. Кроме того, срок их проведения увеличился с 2 до 3 лет

Елена Озерова, начальник инспекции аудита водного, лесного хозяйства и технологической безопасности Счётной палаты РФ

Она напомнила, что в финансово-экономическом обосновании федерального закона говорилось, что стоимость единицы работы таксации будет 160 рублей, а в итоге утверждённые нормативы составляют 80 рублей, то есть почти в два раза меньше, чем планировалось.

Аудитор отметила, что Стратегия развития лесного комплекса до 2030 года определяет объектом лесоустройства лесничество как территориальную единицу управления, а правила подготовки плана лесоустройства предусматривают возможность проведения работ в отношении лесного участка, а не лесничества, «и разрозненные материалы лесоустройства трудно применимы для разработки лесохозяйственных регламентов». По словам представителя СП РФ, такое «лоскутное лесоустройство» не будет способствовать повышению качества государственного управления в области лесного хозяйства.

При этом сам единый план лесоустроительных работ позволил систематизировать выбор объектов лесоустройства, исключить факты повторного финансирования, когда работы по лесоустройству проводили на одних и тех же площадях.

Накануне в Рослесхозе сообщили, что Рослесинфорг в 2023 году проведет лесоустройство на площади более 22 млн гектаров для реализации перечня поручений Президента России по декриминализации и развитию лесного комплекса. Управление лесным хозяйством включает оценку состояния лесов, разработку мер по сохранению лесов, а также проектирование эксплуатационных, защитных, резервных лесов, особо охраняемых лесных территорий и лесничеств.

В середине марта директор департамента госполитики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды РФ Андрей Грибенников рассказал сенаторам, что ведомство подготовило поправки в законодательство о возвращении к долгосрочным и детальным планам лесоустройства.

В начале года Правительство РФ утвердило порядок подготовки единого федерального плана проведения лесоустройства, чтобы регионы и лесопользователи могли получать понятную картину намерений государства в этой области и было более эффективным расходование бюджетных средств.

В феврале 2021 года кабмин утвердил Стратегию развития лесного комплекса до 2030 года, в соответствии с которой вклад лесной отрасли в экономику РФ к 2030 году должен увеличиться в два раза — до 1,14 трлн рублей.

Это интересно
  • НеИностранец - как живут иностранцы в России?