Обновлено 16.02.2024
В СФ предлагают обязать банки выяснять, зачем заёмщику кредит
Банки должны в обязательном порядке выяснять цель получения средств заёмщиком и источники погашения кредитов. Это должно помочь проверить свободу волеизъявления и платёжеспособность клиентов, написал в своём Telegram-канале зампред Совета по развитию цифровой экономики при СФ, член Комитета верхней палаты по конституционному законодательству и госстроительству Артём Шейкин.
По его словам, сегодня крайне актуальной остаётся проблема телефонного мошенничества, связанного с получением кредитов. Мошенники используют психологическое давление, чтобы вынудить граждан оформить займы в банках, после чего переводят деньги на свои счета. При этом банки заключают кредитные соглашения, не проверяя свободу волеизъявления и платёжеспособность клиентов.
Артём Шейкин считает, что для решения этой проблемы нужно обязать банки выяснять при выдаче кредита цель получения средств и как заём будет погашаться. Кроме того, нужно разъяснять заёмщику условия и риски кредитования, а также последствия заключения договора под воздействием насилия, угрозы или обмана. По мнению сенатора, также нужно предусмотреть для банков обязанность вести аудиозапись разговора с заёмщиком при подаче заявки на кредит.
Он добавил, что ещё одна проблема — нарушение законодательства о связи, касающегося оформления сим-карт без подтверждения паспортных данных.
В результате действий злоумышленников денежные средства потерпевших переводят на абонентские номера, а затем на банковские счета или кошельки. Чаще всего эти телефонные номера не зарегистрированы, данные об их владельцах отсутствуют
Артём Шейкин, член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству
По словам парламентария, для решения проблемы следует законодательно приравнять сим-карты к средствам платежа, а также квалифицировать действия лиц, замешанных в обороте нелегальных сим-карт, согласно Уголовному кодексу РФ. Он убеждён в необходимости ужесточения административной ответственности операторов связи за нарушение проверки достоверности информации об абоненте, вплоть до прекращения деятельности компании.
Ранее Артём Шейкин говорил, что российским банкам стоит оперативно публиковать на своих официальных сайтах и в отделениях информацию об актуальных способах мошенничества. Также важно давать советы, как не попасться на уловки преступников.
В аналитическом центре НАФИ сообщили, что в 2023 году только 55% россиян, обманутых мошенниками, обращались с жалобой в какие-либо инстанции. Чаще всего (39%) граждане заявляли о том, что стали жертвой аферистов, банкам.