← Назад

Создано 27.10.2022

В СФ предложили рассматривать дела о самообороне в суде присяжных

Фото: freepik
Фото: freepik

Формула «мой дом — моя крепость» должна быть закреплена в уголовном праве, считает член Комитета СФ по обороне и безопасности Сергей Колбин. Сенатор принял участие в круглом столе, посвящённом совершенствованию законодательного регулирования пределов необходимой обороны.

По словам сенатора, право на неприкосновенность жилища является важнейшим конституционным правом человека, и никто не должен пересекать порог дома против воли проживающих в нём лиц, кроме случаев, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.

Парламентарий привёл данные, согласно которым за 6 месяцев 2021 года по статье 108 Уголовного кодекса за убийства, совершённые при превышении пределов необходимой обороны были осуждены 132 человека, а оправданы только двое. За причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью в такой ситуации осуждены 203 человека.

Сергей Колбин. Фото: СенатИнформ/ Пресс-служба СФ
Сергей Колбин. Фото: СенатИнформ/ Пресс-служба СФ

В России гражданин после нападения дважды становится жертвой: нанеся увечья преступнику, он получает срок больше, чем грабитель

Сергей Колбин, член Комитета СФ по обороне и безопасности

По словам сенатора, ежегодно суды рассматривают по 700-800 дел об убийствах или нанесении тяжкого вреда здоровью при самозащите, а оправдательных приговоров — единицы. В 2019 году, например, их было всего четыре.

По мнению Колбина, проблема кроется в правоприменении статьи 37 Уголовного кодекса. Сенатор считает, что закон «сам по себе прекрасен», если бы ему следовали, но следователям проще зафиксировать убийство и вред здоровью, возбудить уголовное дело, чтобы дальше разбирался суд. Зачастую правоохранительные органы трактуют постановление пленума Верховного суда от 2012 года так, как им удобно.

«Следует добиваться правильного применения закона о самообороне и разрешить рассматривать такие дела присяжным, что обеспечит более качественное предварительное расследование», — убеждён сенатор.

Он подчеркнул, что закон должен касаться тех, на кого напали не только в жилище, но и на улице или в автомобиле. «Мы предлагаем внести дополнение и считать самообороной все случаи, где бы они ни произошли, когда на человека нападает группа», — сказал парламентарий. Он считает, что проблема игнорирования судебной системой закреплённого в законе права граждан на самооборону по-прежнему актуальна.

При этом, сенатор отметил, что есть международная практика по защите своего жилища, «изобретать ничего не надо», надо указать границы и способы такой защиты.

«Необходимо внести поправки в законодательство с тем, чтобы любые действия, совершённые в собственном помещении для защиты имущества, здоровья и жизни близких, собственной жизни и здоровья, считались совершёнными в ситуации необходимой самообороны, а не выходящим за её пределы», — подчеркнул Колбин.

Ранее член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Ольга Ковитиди говорила, что необходимо закрепить презумпцию невиновности в отношении обороняющихся лиц и дать женщинам больше прав при самообороне. Сейчас правоприменители, рассматривая бытовые конфликты, не обращают внимания на то, что женщина физически слабее мужчины. И применение оружия, которое однозначно трактуется как сознательное превышение необходимой обороны, для женщины нередко является единственным способом пресечь насилие в отношении неё. 

Сенатор также подчёркивала, что человек вправе защищать свою жизнь всеми возможными средствами. Принцип презумпции невиновности, закреплённый в Уголовном кодексе, является основополагающим.

По её словам, все сомнения в виновности обвиняемого в превышении необходимой самообороны, которые не могут быть устранены в порядке, установленном УК, должны толковаться исключительно в пользу обвиняемого. 

Это интересно
  • НеИностранец - как живут иностранцы в России?