Создано сегодня в 10:25
В СФ предложили ввести классификацию беспилотных автомобилей

Фото: Ярослав Чингаев/ Агентство городских новостей «Москва»
Одним из наиболее важных этапов технологического развития России является внедрение и растущее использование беспилотного транспорта на земле и в воздухе. А потому нужна тщательно проработанная правовая база для обеспечения безопасности участников дорожного движения и эффективной безопасной эксплуатации таких аппаратов. Об этом заявил зампред Совета по развитию цифровой экономики при СФ, первый замглавы Комитета верхней палаты по конституционному законодательству и госстроительству Артём Шейкин на круглом столе, где обсуждалось правовое регулирование функционирования беспилотных транспортных средств.
По мнению сенатора, чрезвычайно важно тестирование технологий и решений в рамках экспериментальных правовых режимов (ЭПР), которые позволяют организаторам испытаний отступать от норм ПДД. В частности, ЭПР разрешает инженеру-испытателю, находясь на водительском месте, не притрагиваться к рулю и педалям во время вождения, доверившись автоматике, пояснил Шейкин.
Он считает, что для более эффективного регулирования беспилотных авто нужно провести их классификацию по степени и виду участия человека в управлении такими транспортными средствами, разделив на высокоавтоматизированные и полностью автоматизированные, чтобы в итоге справедливо распределить ответственность за деятельность, связанную с их эксплуатацией.

Артём Шейкин. Фото: Парламентский фотоархив/ Пресс-служба СФ
Необходимо детальнее прописать различия между уровнями автоматизации и требования к каждому из них. Это представляется необходимым для организации сертификации. Важно доработать проект федерального закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах», а также решить вопросы в сфере повышения кибербезопасности, минимизации возможностей перехвата управления беспилотными авто и подготовки дорожной инфраструктуры для их внедрения
Артём Шейкин, первый замглавы Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству
Что касается беспилотных авиационных систем (БАС), то тут парламентарий назвал важными шагами «открытие неба» для гражданских беспилотников, установление особого класса воздушного пространства для их полётов, постепенную отмену установленных в регионах запретов на полёты БПЛА и внедрение современных технологических решений для контроля за их полётами.
Ранее сенатор говорил, что необходимо как можно скорее создать законодательную базу, регулирующую использование беспилотных авто, и таким образом обезопасить участников дорожного движения.
Шейкин сообщал, что Минобороны и Минпросвещения РФ поддержали инициативу об изучении в школах основ применения беспилотников.
В начале февраля сообщалось, что Минэкономразвития подвело итоги эксперимента по тестированию беспилотных автомобилей. Было зафиксировано 36 ДТП, но только два из них — по вине машины. 26 произошли, когда беспилотники находились в автоматизированном режиме управления, то есть водитель вмешивался в процесс по необходимости, и ещё 10 — при попытке управлять автомобилем в ручном режиме.
Приводились данные исследования, которые показали, что доля беспилотных автомобилей достигнет 25% к 2035 году, а ещё через 10 лет превысит 80%.