Обновлено 01.03.2023
В СФ выступили за ужесточение наказания для маркетплейсов за торговлю контрафактными товарами
Необходимо определить, кто будет нести ответственность за продажу нелегальной продукции и контрафакта на торговых онлайн-площадках. Об этом «СенатИнформ» заявил первый замглавы Комитета СФ по экономической политике Иван Абрамов. Так он прокомментировал новость о том, что нелегальные обувь, парфюмерию и воду на маркетплейсах продают почти 50% продавцов.
К таким выводам пришли в «Общественной потребительской инициативе» (ОПИ) по результатам мониторинга 450 продавцов на основных онлайн-площадках. Общественники изучали компании и ИП, торгующие обувью, парфюмерией и водой, поскольку данные товары подлежат обязательной маркировке. Выяснилось, что многие торговцы не прошли обязательную регистрацию в информационной системе «Честный знак» и на их товарах отсутствуют специальные идентификационные коды. Как пишут «Известия», на одной из самых известных онлайн-площадок, которая, к тому же, берёт деньги за возврат даже некачественной продукции с клиентов с недостаточным рейтингом, нашли 47% нелегальных продавцов обуви, 66% — парфюмерии, 58% — воды. На других маркетплейсах в среднем доля контрафакта составляет от 4% до 13%.
В ОПИ полагают, что агрегаторы могут отсеивать недобросовестных продавцов, но стимула этим заниматься у них нет. Общественники убеждены, что за такие нарушения должны быть жёсткие санкции — вплоть до внесудебной блокировки страниц. Однако сами онлайн-площадки указывают, что выборка продавцов была слишком мала, а сами маркетплейсы стремятся противодействовать продаже контрафакта.
Сенатор Иван Абрамов в беседе с нашим изданием согласился с необходимостью ужесточить ответственность маркетплейсов за допуск нелегальных товаров. При этом он сомневается в эффективности внесудебной блокировки.
Этот механизм чреват злоупотреблением и даже повышает вероятность коррупционных схем. Однако санкции всё же должны быть, потому что сейчас маркетплейсы только берут долю от продажи товаров, но отказываются нести ответственность
Иван Абрамов, первый зампред Комитета СФ по экономической политике
По мнению парламентария, для начала следует определить, кто именно будет нести ответственность за продажу нелегальной продукции на онлайн-площадках.
В Минпромторге напомнили, что с 1 марта маркетплейсы станут участниками оборота товаров и наряду с поставщиками и продавцами будут нести ответственность за продажи немаркированной продукции легкой промышленности. Аналогичные изменения в отношении других изделий, обещают в ведомстве, внесут в законодательство в ближайшее время.
Ранее первый замглавы Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин говорил, что серый рынок уже не выдерживает конкуренции с поставщиками качественного товара. По его словам, с рынка постепенно уходят производители подделок.