← Назад

Создано 30.03.2022

Верховный суд признал электросамокаты транспортным средством

Фото: Konstantin Kokoshkin/  Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin/ Global Look Press

Верховный суд РФ признал законным положение Правил дорожного движения (ПДД), которое позволяет отнести электросамокаты к транспортным средствам (ТС). Это следует из материалов дела, согласно которым суд отказал в удовлетворении иска, в рамках которого оспаривался данный пункт ПДД. 

В обосновании своих требований истец указывал, что к ТС должны быть отнесены лишь те средства передвижения, для управления которыми требуются водительские права. Генпрокуратура же, которая выступила ответчиком, заявила, что закон не может дать полного списка всех транспортных средств, но позволяет относить к ним электросамокаты в силу скорости их передвижения.

Председатель СФ Валентина Матвиенко ещё в июле 2019 года обратила внимание, что в России участились случаи ДТП с участием водителей гироскутеров, электросамокатов и других новых средств передвижения, о которых нет ни слова в ПДД. Спикер заявила, что для электросамокатов и подобных видов транспорта нужно разработать правила. 

«Когда было один-два-три таких средства передвижения, это не вызывало необходимости принятия закона, регулирования. А сейчас это проблема», — объяснила Матвиенко, отметив, что появление новых видов транспорта — это замечательно, но они уже «в определённой мере представляют угрозу для граждан». Она уточнила, что надо не запрещать такие средства передвижения, а урегулировать правила их использования, выделив, например, специальные полосы движения.


Член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Александр Башкин в комментарии «СенатИнформ» также заявил, что электросамокаты и другие подобные устройства давно зарекомендовали себя в качестве опасных гаджетов, применение которых сопровождается повышенным травматизмом. Причём, не только для владельца, но и окружающих. Поэтому необходимо определить их статус и правила движения. 

Александр Башкин. Фото: СенатИнформ/ Пресс-служба СФ
Александр Башкин. Фото: СенатИнформ/ Пресс-служба СФ

В любом случае, вопрос определения электросамокатов как транспортных средств должен давать не Верховный суд, а соответствующие органы государственной власти. Они либо найдут место этим средствам передвижения среди уже существующих, либо могут создать новую категорию

Александр Башкин, член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству

По его словам, важно определить, кто и как будет контролировать исполнение новых правил владельцами электросамокатов. «Сейчас пришло самое время заняться всеми этими вопросами», — убеждён сенатор. 

Ранее, 21 марта, Комитет по транспорту Санкт-Петербурга ввёл новые правила, по которым оставлять самокаты ближе 15 м от остановок и вестибюлей метро будет запрещено. Кроме того, обозначены места для снижения скорости или запрета проезда. Одновременно в городе действует система «медленных зон» — в местах плотного пешеходного трафика, а также в парках и скверах без велодорожек.

В июне 2021 года у прокатчиков электросамокатов в Петербурге прошли обыски после наезда мужчины на четырёхлетнего ребенка. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин тогда поручил доложить о происшествии и установить все обстоятельства в рамках расследования уголовного дела. Позже в Санкт-Петербурге пообещали, что ограничат скорость электросамокатов до 10 км/час.

Тогда же, в июне, МВД озвучило официальную статистику, согласно которой, количество ДТП с участием электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности в России с начала года выросло почти на 200% и составило 112 происшествий.

Это интересно
  • НеИностранец - как живут иностранцы в России?