← Назад

Создано 09.09.2024

Закон о маркетплейсах могут принять к концу года

озон маркетплейс

Фото: Лидия Верещагина/ СенатИнформ

Число покупателей, которые хотя бы раз приобретали что-то на маркетплейсах, за три года выросло с 15 млн до 88 млн, в то же время на таких площадках выявляется множество контрафакта, фальсификата и запрещённых к выпуску продуктов. Решить проблему должен законопроект, разработанный главой Комитета СФ по экономической политике Андреем Кутеповым и депутатом ГД Владимиром Гутенёвым.

«Парламентская газета» сообщает, что документ поддерживают кабмин и Государственно-правовое управление Президента РФ, но с условием доработки. И сейчас авторы инициативы рассматривают два варианта: либо внести поправки как обязательные к рассмотрению во втором чтении, либо оперативно направить в ГД новую версию документа. При этом авторы инициативы уверены, что уже к концу осенней сессии законопроект будет принят.

Отмечается, что товарооборот маркетплейсов с 2021 по 2023 год вырос более, чем в семь раз. В целом, российский рынок электронной коммерции в прошлом году увеличился на 45,1% год к году, достигнув объёма в 8,3 трлн рублей. Вместе с ростом популярности таких торговых площадок растёт и число претензий к ним со стороны потребителей.

Поэтому парламентарии и разработали законопроект, который в марте этого года был внесён в нижнюю палату. Документ, в частности, определяет права и обязанности агрегаторов информации о товарах, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. Также в проекте указаны типовые условия договоров между ними. Ограничена стоимость услуг маркетплейсов и размеры неустоек за нарушения со стороны продавца. Отдельные требования предусмотрены к маркетплейсам, которые занимают более 20% на рынке.

В Ozon разработку такого законопроекта назвали важным шагом, но в профессиональной среде опасаются, что жёсткие механизмы регулирования остановят активный рост бизнеса сотен тысяч предпринимателей и негативно скажутся на миллионах граждан.

В Wildberries заметили, что индустрия e-commerce позволяет зарабатывать миллионам малых и средних предпринимателей, логистическим компаниям, складским операторам и их сотрудникам. Поэтому там считают, что отраслевое регулирование не должно иметь сдерживающий характер. А текущая редакция законопроекта содержит положения, которые могут оказать негативное влияние на развитие отрасли. В компании рассчитывают, что текст законопроекта будет дорабатываться с привлечением бизнес-сообщества до рассмотрения в первом чтении.

Отмечается и необходимость доработать вопросы защиты прав трудящихся в индустрии e-commerce. По мнению зампреда Совета по развитию цифровой экономики при СФ, члена Комитета верхней палаты по конституционному законодательству и госстроительству Артёма Шейкина, колоссальная динамика платформенной экономики не только свидетельствует о потенциале цифровых технологий, но и несёт определённые риски, например, слабую социальную защищённость работников маркетплейсов.

Платформенная экономика с её удобством и доступностью быстро меняет ландшафт рынка труда. Большинство работников на таких платформах — самозанятые. Отмечу, что в последние годы в России наблюдается стремительный рост числа таких граждан. Статистические данные говорят сами за себя: в 2020 году их было около 4,5 млн, а уже в 2023 году — более 7 млн

Артём Шейкин, член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству

Среди возможных рисков сенатор выделяет отсутствие трудовых отношений в этой сфере, что затрудняет и госконтроль за рынком труда. Ещё один недостаток — система штрафов, которую применяют владельцы платформ к работникам: сегодня их могут оштрафовать за что угодно.

Наше издание сообщало, что ранее Андрей Кутепов выступал с инициативой определить долю рынка маркетплейсов, и при необходимостиограничивать открытие новых пунктов выдачи заказов.

Сенатор также разработал законопроект, в котором предложил обязать владельцев маркетплейсов обеспечивать безопасность вложений и не допускать пересылку запрещённых веществ и предметов.


Это интересно
  • НеИностранец - как живут иностранцы в России?