Обновлено 05.12.2023
Законопроект по контролю за деятельностью органов МСУ представят в 2023 году
В перечне поручений по итогам совещания со статс-секретарями необходимо прописать срок, когда законопроект по оптимизации контроля за деятельностью органов местного самоуправления будет внесён на согласование в Правительство РФ и Госдуму. Такое поручение спикер СФ Валентина Матвиенко дала в ходе мероприятия 4 декабря.
Глава Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера Андрей Шевченко рассказал, что муниципалитеты сообщают о проблемах в области контроля за их деятельностью, а именно высоких штрафах, частых проверках, малых сроках, которые даются на выполнение требований, и других. Сенатор сообщил, что сейчас Минюстом совместно с Минэкономразвития готовится ряд законодательных инициатив, направленных на совершенствование законодательства в области контроля за деятельностью органов МСУ.
В этой связи он попросил учесть при подготовке законопроекта предложения сенаторов: предусмотреть при определении размера штрафов учёт реальной возможности их уплаты органами МСУ, а также механизмы досудебного обжалования действий контрольно-надзорного органа в рамках контроля за органами МСУ по аналогии с тем, как это действует сейчас для хозяйствующих субъектов. Кроме того, необходимо предусмотреть механизм проведения профилактических мероприятий в отношении органов МСУ, установить минимальные сроки предоставления информации по запросам прокуроров и контрольных органов для случаев, влекущих возникновение ЧС или угрозу жизни и здоровью граждан, предусмотреть в качестве обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении случаи, когда переданные полномочия не были исполнены в силу недостаточного объёма субвенций.
Статс-секретарь-замминистра юстиции РФ Андрей Логинов подтвердил, что был подготовлен такой законопроект по оптимизации контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Ведомство готово представить его в Правительство до конца 2023 года.
По его словам, главная новелла заключается в применении риск-ориентированного подхода, проведении профилактических мероприятий, использовании механизмов продления сроков исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, процедуры досудебного обжалования и обязательности учёта особенностей, связанных с формированием местных бюджетов и процедуры муниципальных закупок, при выдаче предписания об устранении нарушения.
«В чём новизна? Мы здесь к публично-правовым образованиям применять будем те самые нормы, подходы, которые эффективно используются в отношении хозяйствующих субъектов», — рассказал он.
Статс-секретарь-замминистра экономики Алексей Херсонцев, в свою очередь, сообщил, что в рамках контроля за органами МСУ и контроля за бюджетными учреждениями будет выработан новый механизм — так называемое «соглашение об устранении нарушения» или «инвестиции вместо штрафов». То есть при выявлении нарушений составляется дорожная карта, где учредитель берёт на себя обязательства перед контрольным органом по устранению недостатков, возможно, с предварительного согласия прокуроров.
Спикер СФ Валентина Матвиенко назвала этот вопрос очень важным и попросила в перечне поручений прописать срок, когда этот законопроект будет внесён на согласование в Правительство и Госдуму.
По форме нет претензий к контролирующим органам, они выполняют свои обязанности, а по сути — полная ерунда получается, потому что объём штрафа, накладываемого на муниципалитет, иногда в 10 раз превышает его бюджет. Ну сколько можно выписывать этих штрафов?
Валентина Матвиенко, Председатель СФ
Если руководители муниципальных органов власти не выполняют определённые функции, потому что у них просто нет на это средств, то привлекать к ответственности его не за что, считает глава палаты регионов. «Надо переосмыслить подход, чтобы не заниматься пустой работой», — подытожила она.
Ранее Матвиенко подчёркивала, что надо отрегулировать ситуацию, при которой муниципальные органы власти тонут в частых проверках, вместо того, чтобы решать проблемы жителей.