Обновлено 29.11.2021
Экологические сборы предложили закрепить в структуре налогов
Три экологических неналоговых сбора слабо выполняют функцию компенсации вреда окружающей среде и имеют признаки налогов. К такому выводу пришла Счетная палата РФ в отчете о результатах «Исследования подходов по совершенствованию системы неналоговых экологических платежей в 2017–2019 годах и истекшем периоде 2020 года», пишет РБК. Речь идет об экологическом сборе, утилизационном сборе и плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В Счетной палате предлагают либо усиливать компенсационную функцию сборов, либо окончательно закрепить их в структуре налогов.
Член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Гигель считает, что это не нужно, так как создаст еще большие сложности для предприятий. В комментарии «СенатИнформ» парламентарий отметила, что все плюсы данного предложения видны, но на практике из реализовать пока затруднительно.
Да, проще работать, когда есть пункты Налогового кодекса, но в данном случае этого делать не нужно. По крайней мере до тех пор, пока не завершится реформа расширенной ответственности производителей, которая предполагает полностью перенести ответственность за утилизацию упаковки на компании-производители и импортеров товаров
Татьяна Гигель, Член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
По данным Счетной палаты, например, НВОС должна была стимулировать предприятия проводить природоохранные мероприятия, но к началу 2020 года на нулевую ставку платежей перешли только 226 из 180 тысяч организаций, то есть 0,13%.
Напомним, что экологические сборы уплачивают промышленные, химические, сельскохозяйственные и другие предприятия за пользование природными ресурсами и наносимый ущерб окружающей среде.
Непосредственно плата за негативное воздействие на окружающую среду введена в России с 2002 года, ее перечисляют компании, чья деятельность сопряжена с выбросами в атмосферу, в воду или с размещением отходов. Цель сбора — возмещение вреда окружающей среде, для этого введены понижающие и повышающие коэффициенты. Если плательщик проводит природоохранные мероприятия, то может сократить размер платы за НВОС на потраченную сумму. Ставки сбора устанавливаются за каждый вид загрязняющего вещества. Например, за выбросы пыли каменного угля нужно платить 61 рубль за тонну.
Утилизационный сбор взимается с 2012 года и распространяется на лиц, которые производят и ввозят на территорию России транспортные средства. Он уплачивается единовременно для обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств. Размер сбора зависит от их года выпуска, вида, категории, массы и объема двигателя.
Экологический сбор был введен с 2015 года. Его должны уплачивать производители и импортеры товаров и упаковки, которые самостоятельно не утилизируют отходы, образовавшиеся после их использования. Ставка формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортировку, обработку и утилизацию единицы изделия. В расчет принимаются масса и количество утративших потребительские свойства товаров или упаковки.
По итогам 2020 года три экологических платежа принесли в бюджет 382,8 млрд рублей С 2017 года их доля в общем объеме неналоговых доходов выросла почти вдвое, до 8% в прошлом году, говорится в отчете Счетной палаты.
«СенатИнформ» сообщал, что Минприроды предлагает кабмину разработать новый закон «Об экономике замкнутого цикла. Уточняется, что переход к экономике, при которой отходы перерабатываются и используются как ресурс при производстве новой продукции, позволит снизить объём отходов, поступающих на полигоны, а также будет способствовать внедрению раздельного сбора мусора и применению механизма расширенной ответственности производителя.
В августе глава Росприроднадзора Светлана Радионова сообщила, что осенью ведомство обратится в Минприроды и в Правительство РФ с предложениями увеличить штрафы за экологические нарушения и позволить отстранять руководителей компаний, ответственных за крупные разливы нефти.
Ранее наше издание писало, что сенаторы предлагают систематизировать неналоговые платежи, среди которых различные утилизационные, портовые и экологические сборы, платежи за обязательные услуги государства — всего около ста видов. Но представители бизнес-сообщества не до конца понимают порядок их выплаты, который постоянно меняется. Об этом сказал зампред Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Андрей Епишин на круглом столе в палате регионов с участием профильных министерств.