Обновлено 18.11.2021
Клишас: введение QR-кодов соответствует нормам Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека
Согласно Конституции России, есть ряд случаев, когда права и свободы граждан страны могут быть ограничены федеральным законом, но по чётким критериям и исключительно в необходимой мере. Об этом глава Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас заявил в интервью «Парламентской газете».
Как ранее сообщал «СенатИнформ», кабмин разработал два законопроекта, по которым с 1 февраля по 1 июня 2022 года QR-коды с данными об иммунитете к COVID-19 необходимо будет предъявлять при посещении общественных мест и массовых мероприятий, а также при железнодорожных поездках и авиаперелётах. 12 ноября документы внесли в Госдуму, а после отправили на рассмотрение в регионы, Совет Федерации, Общественную и Счётную палаты. Обсуждение продлится до 14 декабря включительно.
17 ноября в сети появилось видео с заявлением посла РФ в Кабо-Верде Натальи Поклонской, которое вызвало широкий общественный резонанс. Экс-депутат ГД утверждает, что система QR-кодов нарушает российский Основной закон и базовые права, в том числе, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года.
Андрей Клишас подчеркнул, что в Конституции РФ (ч. 3 ст. 55) сказано о том, что права и свободы могут быть ограничены в мере, необходимой для защиты «основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
При этом ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждого человека можно подвергнуть ограничениям, обеспечивающим должное признание и уважение «прав и свобод других и удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
Указанные нормы прямо говорят: если соблюдена правовая форма ограничений, то есть принятие закона, и такие ограничения преследуют легитимную цель (а в Конституции и в декларации речь идёт об уважении прав других лиц), их введение возможно
Андрей Клишас, глава Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству
Сенатор добавил, что ограничения могут устанавливаться в форме федерального закона и вводиться только в определённых, общественно значимых, целях. Кроме того, ограничения должны соответствовать критерию соразмерности, выработанному в практике Конституционного суда РФ. То есть федеральный законодатель не может посягать на само существо того или иного права, государство обязано использовать только необходимые меры, а ограничения должны быть справедливыми, адекватными и пропорциональными, а также «соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц».
Ранее член Комитета СФ по социальной политике, заслуженный врач РФ Владимир Круглый заявил, что введение системы обязательной проверки QR-кодов нацелено на защиту самой уязвимой части россиян. Сенатор подчеркнул, что эта мера не является политическим актом и не преследует цели ограничить чьи-либо права.