Обновлено 03.07.2023
Только 7% россиян готовы расплачиваться на кассе улыбкой

Оплачивать покупки в магазинах, используя биометрические данные, готовы только 7% россиян. 81% совершенно не хочет улыбаться в камеру для списания с карты стоимости купленных товаров. Причём мужчины о неготовности «расплачиваться лицом» говорят чаще женщин — 83% против 79%. Такие результаты показал опрос сервиса SuperJob, который проводился на фоне планов Сбера внедрить в торговых сетях терминалы на оплату покупок с помощью биометрии.
Не поддержал идею скорого и массового внедрения таких терминалов оплаты член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Александр Башкин. В разговоре с «СенатИнформ» он подчеркнул, что люди пока не уверены в защищённости своих средств и сохранности персональных данных, так как все понимают, что не бывает полностью безопасных реестров.

Ситуация должна развиваться так: те, кто хотят платить с помощью биометрии, пусть это делают, а остальных принуждать нельзя. Возможно, со временем, число тех, кто убедится в полной безопасности этого процесса, возрастёт
Александр Башкин, член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству
Сенатор признался, что сам предпочитает расплачиваться за покупки «традиционными способами, а не подмигивая кассиру».
В начале июня стало известно, что Сбер начинает массовое внедрение биометрической оплаты, и хочет заменить терминалы в розничных магазинах на новые устройства с особыми камерами, позволяющими оплачивать покупки с помощью улыбки.
С марта этого года клиентов банков, ранее сдавших биометрию, начали уведомлять о переносе данных в государственную Единую биометрическую систему (ГИС ЕБС). Планируется, что всего в рамках импорта госсистема может получить 75 млн образцов, но клиенты вправе отказаться от передачи своих данных.
В декабре 2022 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, который, в частности, запрещает принудительный сбор биометрических данных.
До этого Центробанк сообщал, что планирует обязать банки регистрировать новых клиентов при помощи идентификации через единую биометрическую систему (ЕБС) в их приложениях.