Обновлено 16.02.2023
В СФ предложили законодательно определить понятия «наставничество» и «наставник»
В Трудовом кодексе должна быть отдельная статья, которая определяла бы функции наставника, требования, предъявляемые к такому сотруднику, и меры его поощрения. Об этом на «круглом столе» в Совете Федерации заявил член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Николай Владимиров.
Сенатор напомнил, что ещё в 2018 году Указом Президента в качестве стратегической задачи развития России определено создание условий для развития наставничества. Также был подписан Указ об учреждении знака отличия «За наставничество». А учитывая, что 2023-й объявлен Годом педагога и наставника, запланированные в этом году по всей стране мероприятия позволят повысить «авторитет наставничества и создадут необходимую инфраструктурную и правовую базу для совершенствования» этого института.
Владимиров отметил, что наша страна обладает богатейшим опытом в области наставничества: в советский период это было массовым явлением, апробировались методики подготовки наставников, формировалась единая госполитика в данной области. «Сегодня этот опыт имеет для нас большое значение», — подчеркнул сенатор.
Он считает, что расширение сфер наставничества будет способствовать обеспечению экономического роста России. «Нужно обеспечить участие представителей реального сектора экономики и предприятий в профессиональном образовании и профессиональной ориентации молодёжи», — полагает Владимиров, подчёркивая, что на уровне госполитики должны быть сформированы действенные механизмы вовлечения работодателей в развитие образовательных организаций.
В настоящее время потребность в возрождении института наставничества породила ряд общественных инициатив, сформировалось общее понимание того, что система наставничества может стать инструментом повышения качества образования, механизмом в создании социальных лифтов, одним из катализаторов технологического рывка российской экономики
Николай Владимиров, член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству
Сенатор рассказал, что отдельные вопросы, касающиеся наставничества, уже нашли отражение в действующем законодательстве: например, наставничество на государственной гражданской службе. Кроме того, имеется правовое регулирование наставничества в сфере образования, довольно разнообразные подходы к наставничеству наблюдаются и в отдельных субъектах РФ.
В то же время, Владимиров отметил важность наставничества на предприятиях, особенно, крупных. «Мы видим, развитие наставничества доступно, в первую очередь, крупным компаниям и организациям, которые имеют большую кадровую службу и возможность стимулировать наставников», — сказал сенатор. Он добавил, что пока субъектам малого и среднего бизнеса делать это сложнее.
Он убеждён, что необходимо сформировать на законодательном уровне единое регулирование института наставничества. Такая задача стоит и в программе содействия занятости молодёжи до 2030 года.
«Прежде всего, необходимо законодательно определить понятия «наставничество» и «наставник». При этом важно избегать излишнего правового регулирования, установления новых ограничений или барьеров. Проектируемые нормы не должны возлагать дополнительных обязанностей на работодателей и сотрудников», — считает сенатор.
Для этого в трудовом законодательстве надо обозначить права сотрудников на профессиональную адаптацию, на формирование дополнительных практических навыков. Парламентарий полагает, что особенно важно закрепить эти права для вновь поступивших или впервые поступающих на работу молодых специалистов.
«Также необходимо включить в Трудовой кодекс отдельную статью, которая определяла бы функции наставника, требования, предъявляемые к сотруднику, который планирует осуществлять функции наставничества, а также меры поощрения», — добавил сенатор.
Ранее член Комитета СФ по социальной политике Ольга Хохлова говорила, что в России сегодня нет единого стандарта наставничества для молодых специалистов, хотя этот вопрос очень важен.