Создано 12.01.2023
В СФ призвали кардинально решить проблему с навязыванием страховки при выдаче кредитов
Защитники прав потребителей предлагают Центробанку прямо запретить кредитным организациям включать страховки в тело потребительских займов без альтернативного пути оплаты, поскольку банки продолжают их навязывать. Как сообщает «Коммерсант», ссылаясь на данные исследования «Международной конфедерации обществ потребителей», подобная практика наблюдается даже у крупнейших банков страны.
При этом в ЦБ отметили, что навязывание страховок в целом является недопустимым, и у заёмщика есть право застраховать свою жизнь и здоровье отдельно от заключения кредитного договора.
Первый зампред Комитета СФ по бюджету и финрынкам Елена Перминова в комментарии «СенатИнформ» заявила, что давно наступило время, когда Центробанк кардинально должен решить проблемы с навязыванием страховок при выдаче займов, и особенно это касается включения соответствующих сумм в тело кредита.
Указывать коммерческим структурам, что им делать, невозможно. Но при этом банки должны учитывать предписания регулятора, а там понимают, что проблема есть, пока никак не решается, а потому надо с ней серьёзно разбираться
Елена Перминова, первый зампред Комитета СФ по бюджету и финрынкам
По последним данным ЦБ, в январе—сентябре 2022 года количество жалоб на недобросовестные практики продаж выросло на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составило 4 тысячи. Больше половины из них пришлось на банки, и 11% от этого числа составляют жалобы на навязывание дополнительных услуг.
Эксперты отмечают, что запрет для банков навязывать клиентам способ оплаты страховки может привести к росту стоимости кредитов или к снижению процента их одобрения. Поскольку в случае включения страховки в тело кредита банк начисляет проценты на всю сумму, включая страховую, а в случае оплаты страховки за свой счёт банк недополучит доход.
В конце прошлого года в ЦБ заявили, что есть идея запретить банкам брать комиссию за подключение заёмщиков к договорам коллективного страхования при кредитовании, поскольку финорганизации действуют только в собственных интересах, забирая себе большую часть суммы, заплаченной заёмщиком за услугу.
Ранее в Роскачестве объяснили, как граждане могут вернуть уплаченную банкам страховку. Так, если досрочно выплачен весь кредит, то можно потребовать вернуть часть уплаченной за страховку суммы. Для этого нужно получить от банка справку о погашении кредита и закрытии счёта и обратиться в страховую компанию в течение недели с момента полного возврата долга.
В сентябре Банк России сообщал, что некоторые банки при дистанционном оформлении заявки на кредит не дают возможность заёмщику ознакомиться с договором на дополнительные услуги и получить его согласие, например, на покупку страховки, а просто предлагают ему нажать кнопку «Далее», после чего автоматически считают, что клиент на всё согласился.