Создано 24.02.2022
В СФ считают, что особые экономические зоны ещё не набрали достаточной силы, чтобы приносить ожидаемую отдачу
Особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории опережающего развития (ТОР) ещё не набрали достаточной силы, чтобы приносить ожидаемую отдачу, но это время наступит, как произошло с территорией опережающего развития на Дальнем Востоке. Об этом «СенатИнформ» заявил замглавы Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера Анатолий Широков.
Как стало известно, Счётная палата (СП) провела оценку эффективности режимов ОЭЗ и ТОР, проанализировав их применение в 2019–2021 годах. В отчёте ведомства, опубликованном на его официальном сайте, преференциальные режимы для бизнеса мало влияют на развитие создавших их регионов.
Аудиторы посчитали, что эти режимы хоть и добавили реальному валовому региональному продукту 0,9%, но объём инвестиций на душу населения в «льготных» регионах при этом оказался ниже, чем в обычных, а предоставленные резидентам преференции только не побудили к инновационной активности. За три года уточнили в СП, расходы федерального бюджета только на организацию таких зон и других льготных режимов составили 240 млн рублей. При этом в палате отметили, что рассматривают ОЭЗ и ТОР в качестве инструмента регионального развития, пусть и с ограниченным влиянием.
Льготные преференциальные режимы были заложены для того, чтобы пришёл инвестор и смог сформировать технологические и логистические цепочки, чтобы запустить эти проекты и дать им развиваться. А потому, сначала должна «задышать» экономика, и в полную силу должны заработать те предприятия и проекты, которые являются прорывными, тогда и потоки в региональные бюджеты увеличатся
Анатолий Широков, зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
Счётная палата, проведя аналогичное исследование в 2016 году, оказалась жестче — тогда аудиторы отметили, что создание ОЭЗ и ТОР не привело к прорывному развитию регионов, в которых они действуют.
В Минэкономики, комментируя замечания госаудиторов, пояснили, что ОЭЗ — «один из многих инструментов региональной политики, который не призван решать все задачи регионального развития, при этом их создание позволяет субъектам РФ формировать точки роста и притяжения инвестиций», а для раскрытия потенциала ОЭЗ требуется время.
Как стало известно 22 февраля, правительство Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) одобрило заявку на создание особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа Нягань. Документ будет направлен на утверждение в Минэкономразвития РФ.
Напомним: особые экономические зоны создаются для развития промышленности, высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, а размещение бизнеса в них даёт ему ряд преимуществ, среди которых налоговые и таможенные преференции. Всего в России работают 33 ОЭЗ (15 промышленно-производственных ОЭЗ, семь технико-внедренческих ОЭЗ, десять туристско-рекреационных ОЭЗ и одна портовая ОЭЗ).
В начале февраля Правительство одобрило проект закона о реформировании особых экономических зон за счёт объединения промышленно-производственных и технико-внедренческих зон. Также в документе говорится об упрощении процедур получения статуса резидента зон, но о новых налоговых льготах речи не идёт.
Ранее «СенатИнформ» писал, что глава Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов разработал проект закона, в котором предложил ввести на 10 лет пониженный тариф по уплате страховых взносов по ставке 7,6% для резидентов Особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа. Сейчас льгота по уплате страховых взносов по такой ставке установлена только для резидентов ОЭЗ, работающих в IT-сфере.
В конце сентября 2021 года кабмин одобрил создание особых экономических зон ещё в трёх регионах — Оренбургской, Смоленской и Ивановской областях.