Обновлено 22.02.2023
Заимствованиям подберут аналоги в русском языке
Должностным лицам запретят использовать иностранные слова, у которых есть русские аналоги. Изменения в закон «О государственном языке» приняты Советом Федерации на пленарном заседании 22 февраля.
Документом, в частности, устанавливается статус русского как языка «государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации». Вводится понятие «нормы современного русского литературного языка», которую зафиксируют в словарях, грамматиках и справочниках, а также на специальных информресурсах.
Кроме того, будет установлен перечень сфер, где соблюдение указанных норм должно строго выполняться: образование, СМИ, реклама, кино, публичные выступления, государственные и муниципальные органы.
Закон предусматривает прохождение лингвистической экспертизы или редактирования специалистами текстов подготавливаемых проектов нормативных правовых актов в случае такой необходимости.
Сегодня, в ходе заседания Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера замглавы Минпросвещения Андрей Корнеев рассказал, что для полноценной реализации норм этого закона потребуется провести большую подготовительную работу, включая оценку того, насколько сильно похожи различные русские слова на иностранные и насколько глубоко зарубежные аналоги вошли в обиход.
Позже, на заседании Комитета СФ по науке, образованию и культуре, он пообещал, что нормативные акты, необходимые для полноценной работы новых норм, разработают к сентябрю 2023 года.
Ранее Председатель СФ Валентина Матвиенко подчёркивала важность противостояния веяниям по замещению привычных русских слов их зарубежными аналогами. «Наша ответственность — сохранять язык Пушкина, язык, которым мы гордимся», — заявила она.
Сенатор от Крыма Ольга Ковитиди говорила, что защита кириллицы важна для сохранения целостности нашего государства, так как родной алфавит играет объединяющую роль в обществе.
Ранее она выступила соавтором законопроекта, запрещающего использовать в рекламе латиницу, за исключением указания фирменных наименований и товарных знаков, прошедших госрегистрацию.