Создано 21.12.2022
Минпромторг: на судостроение до 2027 года выделят 130 млрд рублей
В Минпромторге РФ заявили о решении выделить 130 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на постройку до 270 гражданских судов к 2027 году, сообщает РБК со ссылкой на замглавы ведомства Виктора Евтухова. Он уточнил, что речь идёт, в частности, о пассажирских судах, танкерах «река — море», рыболовецких судах, крупнотоннажном флоте. И добавил, что выделение средств ещё должен окончательно одобрить Минфин, «но поручение об этом вице-премьера Дениса Мантурова есть».
Ранее, в сентябре Минпромторг рассчитывал, что из фонда будет выделено в 2,2 раза больше средств — 286,5 млрд рублей, а всю программу ведомство оценивало тогда в 477 млрд. До этого, осенью 2021 года министерство просило кабмин поддержать включение программы льготного лизинга гражданских судов водного транспорта, которая оценивалась более чем в 300 млрд рублей, в перечень проектов, имеющих право получать средства из ФНБ.
Сейчас, по словам Евтухова, отечественные верфи уже строят 291 судно на общую сумму около 1 трлн рублей, и «финансирование на это есть». За счёт нового инвестпроекта Минпромторг рассчитывает на производство еще 250–270 судов. Но весь перспективный план строительства до 2035 года состоит из 1,1 тыс. гражданских судов — на их постройку требуется более 3 трлн руб. Речь, в основном, о замене тех судов, которые строились до 1990 года.
По данным Минпромторга, которые озвучены на совещании в верхней палате 16 декабря, после начала СВО в сфере судостроения введены ограничения на поставку импортных технологий, сырья, материалов, оборудования и услуг, в том числе инжиниринговых, а также комплектующих. Поэтому ведомство составило перечень, куда входит более 60 наиболее критичных видов судового комплектующего оборудования, которые нужно импортозаместить.
На том же мероприятии замглавы Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера Анатолий Широков высказывал мнение, что Минпромторгу нужно проработать вопрос о разработке отдельной программы обновления речных судов на условиях льготного лизинга. Об этом просят представители дальневосточных и арктических регионов, уточнил сенатор.
«СенатИнформ» сообщал, что на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным в июле этого года первый вице-спикер СФ Андрей Яцкин говорил о необходимости предусмотреть господдержку в области гражданского судостроения и создания инфраструктуры водного транспорта.
Ранее член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Людмила Талабаева заявляла, что в России необходимо предпринимать меры по обновлению транспортных рефрижераторных судов, которые очень старые, не держат соответствующую температуру для транспортировки рыбы.
До этого сенаторы и Председатель СФ Валентина Матвиенко неоднократно обращали внимание профильных ведомств на необходимость решения проблем в этой сфере. Спикер подчёркивала, что верхняя палата не поддержит закон о продлении инвестквот, так как программа просела, и отечественные верфи не готовы к масштабному строительству, которое сейчас идёт с большим отставанием.