Создано 20.07.2021
Россиянам станет проще отличить сухостой от валежника
Парламентарии хотят закрепить определение понятия «валежник» в федеральном законодательстве, пишет сегодня «Парламентская газета» .
Член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Людмила Талабаева напомнила, что общие правила заготовки валежника определены Лесным кодексом, приказом Минприроды от 16 декабря 2020 года и региональными правовыми актами. В частности, как отметила сенатор, разрешается собирать лежащие на земле остатки деревьев и сучья, не являющиеся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ, или образовавшиеся при буреломе, снеговале. Практически во всех регионах информация о правилах сбора валежника размещена на сайтах органов власти и на стендах в лесах, населению также сообщают, какие территории требуют очистки от валежника.
В феврале 2020 года сенаторы разослали в регионы иллюстрированную памятку. В ней сказано, что при сборе валежника необходимо соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности. При этом можно использовать ручные инструменты — пилы и топоры. В памятке сказано, что мёртвые деревья, стоящие на корню, — это сухостой, и рубить их нельзя. Деревья, лежащие на земле, но имеющие зелёную листву, хвою или корневище, тоже не валежник. Запрещено собирать и брёвна, сучья, оставленные на лесосеке или брошенные вдоль лесовозных дорог.
При этом в статье 8.28 КоАП для человека, который перепутает валежник с сухостоем, предусмотрен административный штраф в размере 3-4 тысяч рублей или 4-5 тысяч, если «те же действия совершены с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники».
К сожалению, есть случаи, когда люди, собирающие валежник, получают штраф за незаконную заготовку древесины
Людмила Талабаева, член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
Чтобы уберечь людей от санкций, во многих субъектах приняли региональные законы, уточняющие понятие «валежник».
Теперь парламентарии хотят определение валежника закрепить в Лесном кодексе. Но если Людмила Талабаева считает, что предусмотреть этот пункт надо в новой редакции Лесного кодекса, которую парламентарии разрабатывают сейчас совместно с Минприроды и регионами, то ряд ее коллег уже подготовили поправки в действующее лесное законодательство. Согласно внесенному в Госдуму документу, валежник — это «лежащие на поверхности земли остатки стволов деревьев, сучьев, не являющихся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ и (или) образовавшихся вследствие естественного отмирания деревьев при их повреждении вредными организмами, буреломе, снеговале и других природных явлениях». Законопроектом предлагается также разрешить людям сбор сухостоя.
Соавтор документа, член Комитета СФ по социальной политике Сергей Леонов рассказал, что в его регионе есть обращения в прокуратуру о якобы воровстве леса, когда людям приходится доказывать, что в они не рубили деревья, а собирали валежник. Сенатор надеется, что законопроект будет рассмотрен нижней палатой уже в осеннюю сессию.
В свою очередь, Талабаева сообщила, что сейчас сенаторы вместе с министерствами приводят в соответствие федеральные и региональные нормы о сборе валежника. Итоги этой работы обсудят в осеннюю сессию на парламентских мероприятиях по лесной тематике.