Создано 13.12.2021
В СФ считают необходимым узаконить статус партизанских захоронений
Сегодня в законодательстве прописан статус воинского захоронения, однако, нет норм, связанных с захоронениями партизан. И этот вопрос требует решения. Об этом член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Нина Куликовских рассказала на совещании, где обсуждались вопросы правового регулирования статуса воинских захоронений и памятников.
По ее словам, на сегодняшний день в вопросах увековечения памяти погибших сделано многое и с точки зрения законодательства, и с точки зрения контроля и ухода на местах.
Например, в Смоленской области — регионе, который сенатор представляет в верхней палате, удалось на различных воинских захоронениях установить более 20 памятников «Неизвестному солдату». Также в регионе есть проект «Доброхот», в рамках которого проводятся работы на воинских захоронениях, которые оказались вдали от населенных пунктов, в лесах.
В то же время, до сих пор есть проблемы, связанные с содержанием партизанских захоронений, которые часто не попадают под категорию воинских.
Партизаны — не военнослужащие, чаще всего это гражданские лица, поэтому их захоронения не подходят под разряд воинских захоронений. Хотя есть прецеденты, когда партизанские захоронения оформлены как воинские захоронения. Особенно, если это гибель партизан в боевых действиях, если это массовые захоронения
Нина Куликовских, член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности
По ее словам, как правило, партизан хоронили на обычных кладбищах, и сейчас их могилы нередко находятся в весьма запущенном виде. При этом они такие же защитники Отечества и достойны того, чтобы их могилы были ухожены, учтены и известны.
Вторая задача, которая, по мнению сенатора, требует решения, касается вновь созданных захоронений. Так, в Смоленском крае образовано 27 новых воинских захоронений — это «поля памяти», где хоронят останки солдат, поднятых поисковиками в ходе поисковых работ. Сегодня, сообщила Куликовских, к вновь образованным захоронениям нет единых требований, документы до сих пор в стадии оформления.
При этом, воинские захоронения, которые являются объектами культурного наследия, наоборот, охраняются крайне дотошно. Поэтому даже поменять ограду здесь можно только после многочисленных согласований.
Сенатор также подняла вопрос, касающийся увековечения имен воинов. Она напомнила о кампании по укрупнению воинских захоронений в 1950-е годы. Не всегда можно сказать, из каких населенных пунктов были перенесены останки, имена солдат теряются из-за проблем с архивами. Поэтому давно назрела необходимость сверки имен захороненных воинов с теми, кто числится погибшим. Сегодня данный вопрос волнует только добровольцев.
«Мы издаем книги, каталоги воинских захоронений, уже пять каталогов издали, когда восстанавливаем имена всех погибших по муниципальным образованиям. Это тоже форма увековечения», — рассказала сенатор.
Напомним, ранее вице-спикер СФ Константин Косачев заявлял о необходимости прописать в законе полномочия регионов и муниципальных образований по увековечению памяти погибших при защите Отечества и содержанию воинских захоронений. По его мнению, такие изменения должны касаться кадастрового учета и паспортизации таких захоронений, а также утверждения перечня документов, необходимых для установления на территориях, сопряженных с данными захоронениями, зон охраны объектов культурного наследия.