Обновлено 23.11.2022
Переработчики рыбы просят изменить закон об инвестквотах
Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) заявила, что построившие 21 рыбный завод участники программы инвестиционных квот, могут досрочно лишиться прав на добычу 118,2 тыс. тонн минтая, сельди, трески в год. Всё дело в законопроекте, который Госдума приняла в первом чтении в конце октября. Новелла предусматривает в том числе изъятие у инвестора полученной в обмен на строительство предприятия квоты на вылов рыбы, если тот не сможет переработать на новом объекте 70% улова. По действующему законодательству за это сейчас грозит штраф от 10 млн до 900 млн руб. Как пишет «Коммерсант», в письме ВАРПЭ руководству нижней палаты говорится, что правовые акты, которые регулируют новый вид ответственности, до сих пор не разработаны. В частности, не понятно, кому, когда и в какой срок инвесторы должны отчитываться об исполнении выдвинутых условий (сейчас они просто направляют соответствующие данные в Росрыболовство).
При этом возможность выполнить условие зачастую не зависит от компании, поскольку необходимо, чтобы добытая по инвестиционной квоте рыба соответствовала стандартам, нужно учитывать колебания цен на продукцию и логистику, торговые ограничения. Кроме того, ВАРПЭ предлагает учитывать в нормативе переработки не только улов инвестора, но и компаний из одной с ним группы, а также разрешить перерабатывать рыбу, разделанную на судне.
В начале октября Председатель СФ Валентина Матвиенко высказалась категорически против принятия закона в нынешнем виде, выразив тем самым мнение многих заводчиков и ряда регионов. Спикер предупредила главу Росрыболовства Илью Шестакова, что верхняя палата документ не поддержит, и подчеркнула, что спешка, с которой глава ведомства пытается «продавить» новеллу, «неуместна, и лучше направить энергию на переговоры с рыболовецкими предприятиями».
Позже первый замглавы верхней палаты Андрей Яцкин на открытом диалоге сенаторов с Ильёй Шестаковым предупредил его, что при рассмотрении инициативы о перераспределении квот в палату регионов будут приглашены представители Минпромторга и Минсельхоза.
Шестаков пообещал, что выделение инвестиционных квот для добычи водных биоресурсов будет вестись только по окончанию сроков ранее заключённых договоров с добросовестными компаниями.
Напомним, первый этап распределения инвестквот запустили в 2017 году. В рамках этого процесса государство выделяет компаниям квоты на вылов биоресурсов взамен строительства компаниями рыболовных судов и рыбоперерабатывающих заводов.
В ходе открытого диалога с сенаторами Илья Шестаков заявил, что без решения о внедрении инвестиционных квот средний возраст флота к 2030 году составил бы более 40 лет, и суда стали бы непригодны для последующей модернизации. «По итогам первого этапа произойдёт обновление на 80% флота Северного бассейна и на 40% — флота Дальнего Востока, который обеспечивает 70% всего улова в стране», — сказал он, уточнив, что при условии реализации первого этапа программы к 2030 году возраст судов сократится до 21 года, а после реализации второго — ещё на 9 лет.
Но в Совете Федерации главе Росрыболовства напомнили, что программа инвестквот показала: отечественные верфи не готовы к масштабному строительству. Оно сейчас идёт с большим отставанием, заявил сенатор от Камчатского края Валерий Пономарёв, а представитель Приморского края Людмила Талабаева назвала «сказками» заявления о строительстве новых рыболовецких судов.
Ранее Валентина Матвиенко также просила Росрыболовство решить проблему отсутствия отечественной рыбы на прилавках региональных магазинов. Спикер пригласила представителей ведомства вместе с ней посетить один из субъектов Федерации и убедиться в правдивости её слов. «Я не говорю о каких-то дорогих видах рыбы, понятно. Но рыба должна быть доступна нашим гражданам потому, что мы очень много ловим», — подчеркнула Матвиенко.
Действительно, в начале ноября Илья Шестаков сообщил, что вылов рыбы в этом году уже составил 4,24 млн тонн, что незначительно ниже уровня прошлого года, а общий вылов рыбы в этом году будет в районе 5 млн тонн, и драйвером в этом вопросе являются фермеры.