Обновлено 13.12.2021
В палате регионов рассказали, как обезопасить себя от «телефонных» мошенников
Часто мошенники звонят своим потенциальным «жертвам» с реальных, не подменных номеров, используют доверчивость и недостаток правовой грамотности граждан, вынуждая их сообщить персональные финансовые данные. В результате люди остаются без денег. Между тем, достаточно соблюдать три простых правила, чтобы не попасться на удочку кибермошенников. Об этом рассказала «СенатИнформ» первый зампред Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству, замглавы Совета по развитию цифровой экономики при СФ Ирина Рукавишникова.
Первое правило гласит, что сотрудник банка никогда не будет просить по телефону сообщить ему персональные данные, связанные с оборотом карты, датой ее выпуска, остатком средств на счете, а также запрашивать пароль из SMS или написанный на обратной стороне карты трехзначный CVS-код.
Второе правило: сотрудники правоохранительных органов, а ими злоумышленники представляются довольно часто, никогда не будут проводить следственные действия, связанные с разоблачением мошенников, по телефону.
Третье правило говорит о том, что если телефонный звонок с неизвестного вам номера касается ваших денег и вызывает у вас хоть малейшее подозрение, необходимо срочно прекратить разговор.
Сенатор напомнила, что на итоговом заседании весенней сессии Совет Федераций одобрил закон, который вводит «обязательное требование к операторам мобильной связи и IP-телефонии о передаче только легитимного трафика и блокировке подменных номеров».
Это будет касаться и звонков с «коротких» номеров, которыми пользуются отдельные банки, и SMS-сообщений. Таким образом, звонки с подменой номера вообще не должны будут доходить до вызываемого абонента
Ирина Рукавишникова, первый зампред Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству
При этом она подчеркнула, что необходимо сообщать банку и, по возможности, правоохранительным органам о самой попытке мошенничества. А также передать им телефонный номер, с которого пытались дозвониться аферисты.
Напомним, что сегодня, 2 июля, Президент Владимир Путин подписал закон о блокировке звонков и SMS-сообщений из-за рубежа по подменным номерам. Согласно документу оператор связи обязан прекратить оказание услуг связи и услуг по пропуску трафика при обнаружении исходящего с сети иностранного оператора соединения под российским номером, если вызывающий абонент не является клиентом российского оператора, находящимся за рубежом, а также при отсутствии у соединяющего оператора абонентского номера или идентификационного кода звонящего. Блокироваться таким образом будут, в том числе, SMS-сообщения.
Ранее, 30 июня, директор Департамента кибербезопасности ПАО «Сбербанк» Сергей Лебедь рассказал сенаторам, что в банке разработана собственная система противодействия мошенничеству, которая работает на основе искусственного интеллекта. Она почти в реальном времени принимает решение о принадлежности транзакций любого рискового события, которое в неё поступает, на принадлежность к мошенничеству. В целом, Сбербанк, благодаря защитной системе, может отследить и заблокировать почти 99% мошеннических звонков. Для этого работает специальный ситуационный центр.