Создано 30.01.2023
Программу субсидирования дальневосточных перелётов продлили до 2025 года
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому программа субсидирования перелётов по социально значимым маршрутам Дальневосточного федерального округа (ДФО) продлена до конца 2025 года. Всего в 2023 году на программу льготных авиаперевозок в макрорегионе из федерального бюджета выделят не менее 5,9 млрд рублей.
Зампредседателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков в беседе с «СенатИнформ» напомнил, что Правительство РФ по прямому указанию Президента РФ Владимира Путина в течение нескольких лет серьёзно занимается обеспечением свободы передвижения жителей Дальнего Востока, что «является конституционным принципом в нашей стране». По словам сенатора, сложность в том, что для Дальнего Востока свобода передвижения, прежде всего, означает доступность и системность работы авиатранспорта: только авиация позволяет преодолевать огромные расстояния на Дальнем Востоке, доставлять необходимые грузы и пассажиров.
Поэтому решение Правительства о продлении программы субсидирования перелетов внутри ДФО до 2025 года не может не вызывать оптимизма. Но и одновременно оно служит доказательством того, что Правительство, федеральный центр серьёзно, в долгую занимаются развитием авиационных перевозок на Дальнем Востоке
Анатолий Широков, зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
При этом, отметил сенатор, когда речь идёт о субсидировании, у региона есть своя специфика. «Есть рейсы, авиамаршруты, которые надо «закрыть глаза» и субсидировать, потому что без субсидий туда никто никогда не полетит, а значит, у людей не будет возможности летать в свои населённые пункты», — рассказал Широков.
В ряде случаев субсидии позволяют «раскатать маршруты». То есть сначала путь не популярен, но постепенно, благодаря льготам от государства, «люди привыкают, что он есть, начинает накапливаться количество пассажиров, необходимое для обеспечения экономической целесообразности», и постепенно субсидирование снижается или вовсе отменяется, когда маршрут «встаёт на крыло».
А нынешнее постановление кабмина позволит людям нормально передвигаться в пределах федерального округа, а не летать из Магадана в Якутск через Москву.
В этом смысле, рассказал он, на сегодняшний день уже проделана очень серьёзная работа: субсидируются37 маршрутов, в прошлом году ими воспользовались 350 тысяч человек. Стоимость перелёта в одну сторону по разным направлениям варьируется в пределах 1 тыс. — 10, 5 тыс. рублей. «Эти цены по сравнению с ситуацией, которая была до введения субсидирования, отличаются в разы. Перелёты внутри округа для дальневосточников стали значительно доступнее», — подчеркнул сенатор.
По его словам, в 2023 году на субсидирование перелётов внутри Дальнего Востока выделят 5,9 млрд рублей — столько же, сколько и в прошлом году, хотя в макрорегионе рассчитывали на сумму в 7,1 млрд рублей. Но, как показывает практика, если выделенных средств вдруг не хватит, «государство всегда дофинансирует субсидии для перелётов по Дальнему Востоку».
Ранее Широков высказывался за то, чтобы проработать механизм федерального субсидирования авиаперевозок внутри регионов по аналогии с правилами софинансирования авиарейсов между субъектами РФ.
В свою очередь, член Комитета СФ по экономической политике Владимир Кравченко высказывал мнение, что субсидирование регулярных авиаперелётов внутри страны должно действовать постоянно.