Обновлено 23.03.2023
Детям кочевников обеспечат дошкольное и начальное школьное образование рядом с их семьями
В России предложили создать условия для подготовки к школе и обучения в начальных классах детей из числа коренных малочисленных народов (КМН) Севера, Сибири и Дальнего Востока непосредственно там, где живут и ведут хозяйство их семьи. Это следует из законопроекта, который Госдума приняла в первом чтении 22 марта. Инициативой, авторами которой стали сенаторы Лилия Гумерова, Римма Галушина и Григорий Ледков, предлагается внести изменения в закон «Об образовании в РФ».
«СенатИнформ» пообщался с соавтором документа, членом Комитета СФ по науке, образованию и культуре Риммой Галушиной и выяснил, что идея закрепления соответствующих норм в федеральном законодательстве в стране обсуждается с 2005 года. «Сначала речь шла о кочевых школах как о юридических лицах. Но это не укладывалось в юридические нормы. Потом мы говорили о предоставлении образовательной услуги в кочевых условиях. Формулировки были разные», — вспомнила законодатель.
По её словам, ситуация изменилась после того, как в апреле 2021 года состоялось выездное заседание Комитета СФ по науке, образованию и культуре в городе Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа. «Тогда мы получше пообщались и с учителями, и с детьми, и с преподавателями многопрофильного педагогического колледжа, где есть эта образовательная программа по подготовке учителей кочевников», — рассказала Галушина.
Последующий анализ показал, что сегодня обучение кочевым методом организовано исключительно на региональном уровне в Ненецком, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах, Амурской области, Красноярском крае, Республике Саха (Якутия) и Республике Коми. В данный момент более чем в 4600 семьях, относящихся к КМН, проживает свыше 6,5 тысяч детей, треть из которых дошкольники.
При этом, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, «единая практика реализации кочевого образования отсутствует», и внесение правовой определённости в данную сферу позволит предоставить таким детям гарантию на качественное обучение и образование.
Главный посыл проекта закона в том, чтобы обеспечить детей кочевников правом на получение знаний, не отрывая их при этом от семей, подчеркнула парламентарий. Сейчас же ребята учатся вне общеобразовательных учреждений далеко от населённых пунктов, а семейное образование для них почти невозможно.
Мы не будем говорить «кочевые школы» — это неправильно. Это образование детей в местах традиционного проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности. И мы не обязываем регионы учить детей всех кочевников в чуме. Но если родители хотят ребёнка оставить рядом с собой и начальное образование давать ему в местах кочевий, мы даём им это право
Римма Галушина, член Комитета СФ по науке, образованию и культуре
Сенатор подчеркнула, что добиться продвижения в этом вопросе и разработать соответствующий документ, спустя столько лет обсуждений, получилось благодаря тому, что сенаторы тесно взаимодействовали с Министерством просвещения. «Прямо садились и отрабатывали каждый пункт, и вывели такую универсальную формулу, которая может быть закреплена в федеральном законе», — рассказала парламентарий.
По словам Риммы Галушиной, все предложения, которые выдвигались в этой сфере ранее, «не выдерживали юридической оценки».
Добавим, что законопроектом предлагается наделить Минпросвещения РФ полномочиями по установлению особенностей получения детьми КМН дошкольного и начального общего образования, например, в части определения даты начала учебного года.
Сенаторы надеются, что второе чтение документа в ГД состоится в течении весенней сессии.