Обновлено 08.12.2021
В СФ проследят за реализацией закона о «приземлении» зарубежных IT-гигантов в России
Совет Федерации принял закон об оформлении официального присутствия в России зарубежных интернет-компаний. Так, компании, чьи онлайн-сервисы посещают в сутки более 500 тысяч россиян и на нем распространяется информация на русском языке, будут обязаны открыть филиал или представительство в нашей стране, либо учредить российское юридическое лицо.
В ходе обсуждения закона, спикер палаты регионов Валентина Матвиенко спросила замглавы Роскомнадзора Милоша Вагнера о том, насколько прописанные в документе меры реально способны принудить зарубежные интернет-платформы к исполнению нашего законодательства и, в том числе, к уплате налогов со своих реальных прибылей.
Если в законе прописано, что они открывают юрлицо и налоги платятся с того рынка, который получают, тогда это конкретно и предметно. А если этого нет, то сколько и за что они будут платить налоги? НДФЛ они будут платить, но речь-то идет о том, что они на нашем рынке зарабатывают — эксперты разные оценки дают — 2-3 миллиарда долларов
Валентина Матвиенко, Председатель СФ
Ответ представителя Роскомнадзора: «Да, будут», — не устроил спикера верхней палаты.
«Позвольте не принять ваш ответ. Вы неуверенно отвечаете и, думаю, правильно делаете», — сказала Валентина Матвиенко. Она несколько раз указала на недостаточную погруженность Милоша Вагнера в тему и попросила его впредь готовиться к общению с сенаторами более основательно.
«В любом случае закон нужный и важный, просто хочется, чтобы он был рабочий. Поэтому давайте мы дадим поручение Комитету СФ по конституционному законодательству — с первого дня мониторить и понять, все ли мы сделали, или это шаг, или это дистанция, или это полушаг», — заявила Матвиенко.
Отметим, что в пояснительной записке к проекту закона говорится, что сейчас существенную долю рынка информационных технологий занимают зарубежные корпорации — так называемые IT-гиганты. Так, поиск Google предпочитают около 56% российских пользователей, популярными социальными сетями управляют Facebook и Twitter, а видеохостинг YouTube, принадлежащий Google, — третий по популярности онлайн-ресурс в России.
Закон принимается для установления равных условий деятельности российских и иностранных IT-компаний: действующее законодательство РФ не содержит обязанности для зарубежных интернет-сервисов учреждать юрлицо в России, что позволяет им оставаться вне российской юрисдикции.
Как пояснил один из авторов документа, глава Временной комиссии СФ по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков, закон также вводит «меры понуждения» иностранных интернет-компаний к выполнению российского законодательства.
Так, компаниям-нарушителям закона, в частности, грозит запрет на распространение рекламы в России как о ресурсе, так и на самом ресурсе, запрет на поисковую выдачу, сбор персональных данных. Также ресурсы могут получить информационную отметку о нарушении законодательства РФ, а в крайнем случае — частичное или полное ограничение доступа в России.