Обновлено 22.09.2022
Косачёв: Россия будет добиваться совершенствования механизма реализации Конвенции о запрете биологического и токсинного оружия
Россия осознаёт ту степень опасности, которая исходит от деятельности США в сфере биоразработок, и будет добиваться, чтобы в этом вопросе появилась полная ясность и были усовершенствованы механизмы реализации Конвенции о запрете биологического и токсинного оружия (КБТО). Об этом вице-спикер СФ, сопредседатель парламентской комиссии по расследованию работы американских биолабораторий на Украине Константин Косачёв заявил по итогам заседания комиссии 22 сентября.
Он напомнил, что в 2001 году американцы заблокировали разработку протокола КБТО, который «позволял бы осуществлять проверку действий стран-участниц этой Конвенции и содержал бы исчерпывающий перечень запрещённых видов деятельности». После чего стали «на земле» разворачивать свои биолабораторий и перепрофилировать их деятельность там, где они уже работали.
При этом, отметил парламентарий, до начала спецоперации не было до конца понятно, насколько опасны американские биолаборатории. Сейчас, благодаря усилиям Минобороны РФ, есть неопровержимые доказательства, что «их деятельность носит именно военный характер».
В частности, со стороны США работу биолабораторий курирует Пентагон, работы в них строжайшим образом засекречены, даже если речь идёт о «мирных» программах. Более того, 24 февраля, в день начала российской СВО, американцы первым делом дали распоряжение уничтожить все биоматериалы и документы, которые находились в их биолабораториях на Украине.
По словам вице-спикера СФ, «весь этот набор» был представлен на Женевских консультациях, которые прошли с 5 по 9 сентября этого года.
Произошло самое главное: мы имеем чёткое основание утверждать, что у американцев либо нет ответов на те вопросы, которые сейчас ставит российская сторона и всё большее число государств мира, либо они откровенно саботируют работу соответствующих структур, включая консультации в Женеве
Константин Косачёв, заместитель Председателя СФ
Поэтому Россия будет добиваться усовершенствования механизмов реализации КБТО. Речь идёт о разработке перечней запрещённых видов деятельности, создании системы контроля и научно-консультативного комитета, который будет «осмысливать, что происходит в этой сфере», с момента, когда государство вступает в Конвенцию. Кроме того, надо чётко прописать требование ко всем участникам КТБО отчитываться о соответствующей деятельности не только на территории своей страны, но и за её пределами. Отсутствием такого жёсткого правила сейчас пользуется Вашингтон, чтобы не раскрывать информацию о работе более 300 американских биолабораторий по всему миру, отметил Косачёв.
Он рассказал, что парламентская комиссия работает в «теснейшем контакте с российскими ведомствами», и в каждом случае получает подтверждение, что России скрывать нечего. «Мы готовы к реализации всех предложений по совершенствованию режима реализации КБТО в полном объёме. Нам нечего скрывать», — подчеркнул сенатор, добавив, что наша страна никогда в современной истории не нарушала своих национальных обязательств по Конвенции.