← Назад

Обновлено 22.12.2022

Сенаторы намерены наладить механизм компенсации судостроителям убытков, связанных с переносом сроков возведения кораблей

Фото: Лидия Верещагина/ СенатИнформ
Фото: Лидия Верещагина/ СенатИнформ

Сегодня на российских верфях идёт строительство 73 рыбопромысловых судов и краболовов — часть из них уже проходит испытания в море. По данным, которые подтверждаются Объединённой судостроительной корпорацией (ОСК) и Минпромторгом РФ, в конце текущего и в 2023 году ещё около 13 кораблей будет сдано. Но в отрасли остаётся ещё очень много незакрытых вопросов, и, прежде всего, это докапитализация предприятий. Об этом заявил первый замглавы Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин в ходе заседания в верхней палате 22 декабря.

Он напомнил, что с 2009 по 2019 год в России построены всего 5 малотоннажных рыболовецких судов, а начиная с 2019-го — уже 10 кораблей. То есть отрасль, по сути, только начинает развиваться.

Проблемы с недостатком финансирования, по словам Митина, связаны с тем, в частности, что судостроительные компании, которые раньше были частными, несколько лет назад вошли в состав ОСК, но изначально у них были долги. И те деньги, которые они получили от рыбаков, отметил сенатор, потрачены на компенсацию долгов перед банками.

Одновременно, по всем судам — и тем, что были сданы, и тем, что строятся — за последнее время подписано 136 изменений договорных обязательств. Прежде всего, речь шла о переносе сроков строительства, но о дополнительных затратах судостроители договаривались с заказчиками менее 1% раз. Митин подчеркнул, что в итоге, например, при строительстве головного корабля «Капитан Вдовиченко»  «Адмиралтейские верфи» заплатили 11 млрд рублей, а получили от рыбаков лишь 6 млрд рублей.   

Сергей Митин. Фото: СенатИнформ/ Пресс-служба СФ
Сергей Митин. Фото: СенатИнформ/ Пресс-служба СФ

Общие убытки сегодня по реализации первого этапа механизма распределения инвестиционных квот нанесённые Объединённой судостроительной корпорации Счётной палатой оцениваются в 32 миллиарда рублей. То есть чем мы больше строим, тем больше ситуация у них ухудшается

Сергей Митин, первый зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

По его словам, необходимо наладить механизм компенсации и рыбакам, и судостроителям дополнительных затрат, связанных с переносом сроков строительства кораблей. Митин заявил, что намерен предложить на пленарном заседании Совета Федерации 23 декабря поручить трём комитетам верхней палаты — по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, по бюджету и финрынкам и по экономполитике — осуществлять мониторинг за ситуацией вместе с Министерством промышленности и торговли РФ.

«Путь к суверенной национальной судостроительной отрасли болезненный и сложный, но палата регионов как орган государственной власти, федеральные органы исполнительной власти обязаны сделать всё, чтобы этот путь для субъектов и бизнеса прошёл без потерь. Это наша важная и сложная задача», — подытожил обсуждение глава Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных.

Ранее член Комитета СФ по экономической политике, сенатор от Камчатки Валерий Пономарёв говорил, что программа инвестквот показала, что отечественные верфи не готовы к масштабному строительству, которое идёт с большим отставанием.

Это интересно
  • НеИностранец - как живут иностранцы в России?