Обновлено 13.03.2023
В СФ объяснили, почему фермерам не место на рынках
Данные Росстата свидетельствуют, что количество розничных рынков неуклонно снижается: на начало 2010 года в субъектах РФ насчитывалось 3497 рынков, а в начале 2023 года их осталось всего 816. При этом именно рынки остаются основным каналом сбыта продукции для небольших фермерских хозяйств. Об этом на совещании «О создании дополнительных механизмов сбыта сельскохозяйственной фермерской продукции в целях обеспечения её доступности населению» сообщил первый зампредседателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин.
По его словам, обеспечение населения безопасной, качественной, доступной сельскохозпродукцией является одной из стратегических задач, которая определена Доктриной продовольственной безопасности. При этом заметную роль в сельскохозяйственном производстве страны играют небольшие производители.
«По данным Росстата, в 2020 году в структуре продукции сельского хозяйства на долю населения — это личные, подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан, а также хозяйства граждан, имеющих земельные участки в садоводческих и огороднических товариществах — приходилось почти 22% произведенной продукции в растениеводстве и 30% — в животноводстве», — сообщил сенатор.
Он рассказал, что, по данным сельскохозяйственной переписи, микро- и малых предприятий на 2021 год было свыше 20 тысяч, крестьянских и фермерских хозяйств, ИП — порядка 120 тысяч. Развитие небольших сельском хозпредприятий является одной из приоритетных госзадач.
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации являются одними из стратегических приоритетов, определённых в указе Президента о национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года
Сергей Митин, первый зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
Сенатор напомнил, что, по данным Минсельхоза, в прошлом году из федерального бюджета было выделено почти 12 млрд рублей для поддержки сельхозпроизводителей малых форм, её получили около 3 тысяч компаний. При этом ключевой проблемой развития фермерских хозяйств остаётся организация сбыта их продукции. Основной канал реализации произведённых крестьянами товаров сейчас — это рынки, ярмарки, нестационарные торговые объекты.
«Данные Росстата свидетельствуют, что количество розничных рынков неуклонно снижается. Если на начало 2010 года в субъектах РФ насчитывалось 3497 рынков, то в начале этого года их всего 816. При этом количество сетевых магазинов растёт: только крупный ритейл представлен в стране 65 тысячами магазинов сетевой торговли», — подчеркнул законодатель.
По его мнению, необходимо решить, как сделать так, чтобы небольшой сельхозтоваропроизводитель мог всеми видами торговли воспользоваться. В частности, легко и уверенно «зайти» в большие сетевые магазины. Поэтому 2 декабря 2022 года спикер СФ Валентина Матвиенко дала поручение проработать возможные варианты дополнительного развития инфраструктуры для сбыта сельскохозяйственной фермерской продукции. Митин напомнил, что готовятся изменения в законодательство, которые позволят использовать для этого меры господдержки.
Напомним, в конце декабря прошлого года, в ходе совещания Председателя СФ со статс-секретарями глава Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных рассказывал, что сенаторы подготовили поправки, которые позволят закрепить новые меры поддержки — норму об обеспечении сбыта фермерской продукции и развитие инфраструктуры фермерской торговли. Двойных рассказал, что работа по налаживанию системы сбыта фермерской продукции без препятствий и бюрократии ведётся. Сенаторы, Минсельхоз и Минпромторг и бизнес проводят два пилотных проекта, и сегодня в торговых сетях появились фермерские уголки.
Позже Минпромторг РФ предложил открывать ларьки и палатки с фермерской продукцией у входов в большие магазины и торговые центры. Сенатор Двойных подчеркнул, что в такой форме инициатива может свести на нет успехи, которых добились регионы в вопросах организации цивилизованной уличной торговли. Кроме того, у фермеров нет времени, чтобы участвовать в конкурсах и организовывать торговлю в таких ларьках, поэтому их займут перекупщики.
Председатель СФ Валентина Матвиенко дала поручение собрать рабочую группу, чтобы скорректировать инициативу Минпромторга, отметив, что сенаторы «плотно занимаются темой создания и обеспечения условий для сбыта фермерской продукции, здесь нужно делать всё профессионально и качественно».