← Назад

Создано 26.06.2023

В СФ назвали основную проблему провозки грузов по Восточному полигону

Фото: Bulkin Sergey/ news.ru via globallookpress
Фото: Bulkin Sergey/ news.ru via globallookpress

РЖД хочет ввести на третьей очереди Восточного полигона договоры ship-or-pay («вези или плати»). По словам главы компании Олега Белозёрова, на которого ссылается «Коммерсант», механизм «вези или плати» подразумевает взаимные обязательства перевозчика и клиента и позволил бы грузоотправителям получать приоритетный доступ на железной дороге.

Принцип «вези или плати» — распространённая практика заключения договоров, который устанавливает обязательства транспортной компании вывезти определённый объём груза, а в случае его непоставки грузоотправитель должен заплатить штраф. Аналогичный принцип «бери или плати» (take-or-pay) используется при поставках газа крупным покупателям.

Перевозка грузов по Восточному полигону — большая проблема, и отрадно видеть, что руководство РЖД аккумулирует предложения по её решению. Но, уважая активную деятельность компании по развитию ж/д перевозок, улучшению их качества, есть вопросы по поводу отсутствия подвижного состава в нужном количестве — тем, кто хочет вывезти свои грузы, далеко не всегда хватает вагонов. Об этом сказал в беседе с «СенатИнформ» зампред Комитета СФ Федерации по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера Анатолий Широков. Он уверен, что при снятии этой проблемы дополнительные механизмы могут не понадобиться.       

Анатолий Широков. Фото: СенатИнформ/ Пресс-служба СФ
Анатолий Широков. Фото: СенатИнформ/ Пресс-служба СФ

У нас вагоны отделены от рельсов, и все регионы Дальнего Востока, которые в первую очередь заинтересованы в провозе грузов по Восточному полигону, должны принимать активное участие в обсуждении выхода из текущей ситуации, в выработке удобных для всех правил

Анатолий Широков, зампред Комитета СФ Федерации по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера

Сенатор напомнил, что есть федеративные интересы, а есть интересы отдельных регионов, которые не всегда полностью совпадают, и деятельность РЖД находится на их на стыке.

В конце мая стало известно, что Правительство может выдать средства из ФНБ в объеме до 218 млрд рублей на третий этап расширения Восточного полигона. Этап должен состоять из двух частей — работы РЖД по достижению в 2030 году провозной способности 210 млн тонн, а также концессионных соглашений по сложным мостам и тоннелям, постройка которых позволит расширить БАМ и Транссиб ещё на 45 млн тонн к 2032 году.

В марте этого года гендиректор РЖД заявил, что провозная способность Восточного полигона к 2024 году будет соответствовать поставленным Президентом РФ Владимиром Путиным целям в 180 млн тонн, а в этом году достигнет 173 млн тонн.

Как отметила тогда же глава СФ Валентина Матвиенко, каждый новый объект Восточного полигона становится «ещё одним важным шагом на пути укрепления экономики нашей большой страны».

Это интересно
  • НеИностранец - как живут иностранцы в России?