Создано 22.04.2021
Сенаторам рекомендовали одобрить закон о наделении тренеров спортшкол статусом педагогов
Комитет СФ по бюджету и финансовым рынкам рекомендовал палате поддержать 23 апреля закон, предусматривающий переход организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в категорию спортивных организаций по дополнительному образованию. При этом документ явно может потребовать доработки и тщательного мониторинга его применения после вступления в силу. Об этом заявил вице-спикер СФ Николай Журавлев на заседании Комитета в четверг.
Правительственный закон, разработанный во исполнение поручения Президента о наделении тренеров спортивных школ и центров статусом педагогических работников, Госдума приняла в третьем чтении 14 апреля. Документом вводится понятие «тренер-преподаватель» - физлицо, которое «имеет соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование, организует учебно-тренировочный процесс, включая проведение со спортсменами, обучающимися учебно-тренировочных мероприятий, а также руководит их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов». Как поясняли ранее в кабмине, тренеры, которые обучают детей в спортивных школах и центрах, будут официально считаться педагогами со всеми правами, обязанностями и социальными гарантиями. Стаж работы в должности тренера будет засчитан в стаж педагогической работы. Закон должен вступить в силу с января 2023 года.
В ходе обсуждения закона категорически против его одобрения выступил член Комитета СФ по экономической политике Эдуард Исаков. Он сообщил, что в ходе работы над документом было выявлено много упущений и неучтённых замечаний, а Комитет по экономической политике получил много писем из регионов о том, что нет финансовых возможностей на реализацию нововведений, общая сумма которых достигает 20 млрд рублей. Кроме того, отметил сенатор, после вступления закона в силу могут вообще исчезнуть те секции, которые находятся не в специальных, а, например, в подвальных помещениях, поскольку все субъекты РФ располагают средствами организовывать детские спортивные кружки в отдельных зданиях.
По словам главы Комитета по бюджету и финрынкам Анатолия Артамонова, идеальным решением было бы объединение двух министерств — спорта и образования — в каждом регионе. Сенатор отметил, что, будучи губернатором Калужской области, он так и поступил. Это сразу решило множество вопросов с дополнительным образованием. «85% спортивно-массовой работы происходит в учебных заведениях — школах, техникумах, вузах», — отметил Артамонов.
Он также высказал мнение, что «пора заканчивать» с секциями, которые являются нелицензируемыми организациями и располагаются в непредназначенных для такой работы помещениях.
Ранее на пленарном заседании верхней палаты 27 января, Эдуард Исаков информировал коллег, что при изучении разработанного Минспортом законопроекта о гармонизации законодательства в сфере образования и спорта сенаторы выявили упущения и неучтённые замечания регионов.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко тогда обратила внимание на то, что у некоторых министерств и ведомств есть привычка «быстро исполнить поручения Президента и отчитаться». Спикер попросила сенатора проконтролировать, чтобы закон был согласован с субъектами Федерации и отражал их возможности, «чтобы это не было пустой декларацией, которая не получит никакого реального отражения в жизни».
Глава палаты говорила об этом законе и ранее, на пленарном заседании 3 ноября 2020 года. Тогда Эдуард Исаков сообщил, что авторы документа из Минспорта «не привлекли к обсуждению проекта базового для отрасли закона спортивное сообщество». Матвиенко поддержала коллегу и поручила создать рабочую группу.
Позже на заседании рабочей группы Эдуард Исаков поднял вопрос о том, какую экономическую эффективность и качественный скачок в подготовке спортсменов и кадров в сфере спорта даст принятие законопроекта в предложенной редакции.
Замминистра спорта Ксения Машкова тогда отметила, что положения законопроекта не повлияют на ведомственную принадлежность организаций детского и юношеского спорта, а финансовое обеспечение расходов на спортивную подготовку как учебно-тренировочный процесс будет сохранено в рамках государственной программы «Развитие физкультуры и спорта». Речь идет, в первую очередь, о зарплатах тренеров как педагогов и расчете отпускных.