Обновлено 21.09.2023
В СФ предложили меры по совершенствованию системы коллективных исков
В России нужно развивать систему коллективных исков, поскольку они могут стать гарантией защиты прав граждан на получение компенсаций при утечках данных. Сегодня подать такой иск в РФ очень сложно, особенно, когда речь идёт о миллионах граждан по всей стране, персональная информация которых оказалась в сети. Об этом заявил зампред Совета по развитию цифровой экономики при СФ, член Комитета верхней палаты по конституционному законодательству и госстроительству Артём Шейкин.
По словам сенатора, недавняя утечка персональных данных пользователей популярного сервиса по доставке блюд из ресторанов выявила несовершенство системы коллективных исков.
На примере заявлений граждан по факту утечки данных из «Яндекс.Еды» можно заключить, что институт коллективных исков работает неэффективно для защиты интересов пользователей, чьи данные попали в открытый доступ
Артём Шейкин, член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству
Как сообщает «Парламентская газета», сенатор направил письмо главе Минюста Константину Чуйченко с предложением упростить институт коллективных исков.
Среди способов, предложенных парламентарием — облегчение условий заключения соглашения о судебных расходах, регламентация порядка заключения мировых соглашений, совершенствование регулирования исполнения судебных решений, упрощение процедур досудебного урегулирования споров применительно к коллективным искам.
По мнению сенатора, нужно изменить форму, порядок и способы заключения соглашения между членами группы по распределению судебных расходов. Также, считает парламентарий, следует изготавливать один исполнительный лист и обязать суды направлять его в службу судебных приставов.
Помимо этого, Шейкин направил письмо главе Роспотребнадзора Анне Поповой, в котором попросил предоставить информацию о целесообразности регулирования института коллективных исков с учётом практической работы ведомства и высказать предложения по его законодательному совершенствованию.
Напомним, что у россиян появилась возможность подавать общегражданские групповые иски в 2019 году. Однако, как ранее отмечал Шейкин, крупные и успешные дела такой категории можно пересчитать по пальцам одной руки. При этом сегодня наибольшие нарекания у россиян вызывают коммунальные, медицинские, банковские, транспортные и бытовые услуги, услуги телефонной связи и интернет-провайдеров, общественного питания, автосервис, строительство и ремонт жилья. Решать проблемы в этих категориях можно было бы с помощью групповых исков, что помогло бы людям сэкономить деньги на судебных расходах.