Создано 16.05.2023
В СФ предложили ввести обязательный уровень локализации для эконом-такси
Глава Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов предложил ввести с 2024 года обязательный уровень локализации производства машин такси эконом-класса стоимостью до 4 млн рублей. Соответствующую поправку в Постановление кабмина об уровне локализации и присвоении баллов при производстве автомобилей сенатор направил вице-премьеру, руководителю аппарата Правительства РФ Дмитрию Григоренко (документ есть в распоряжении «СенатИнформ») .
Согласно действующему законодательству, степень локализации обязательно учитывается при заключении госконтрактов. Так, для участия в тендерах на госзакупки каждый легковой автомобиль должен заработать не менее определенного количество баллов. С 2021 года минимальный порог для участия в тендерах — 3200 баллов, а с 2024 года он должен составить 4500.
Сенатор предлагает каждый автомобиль, приобретаемый в собственность, аренду или лизинг в качестве легкового такси, оценивать совокупным количеством баллов соответствующих локализации его производства: с 1 января 2024 года не менее 1 000 баллов, с 1 января 2026 года не менее 2 000 баллов, с 1 января 2028 года не менее 3 000 баллов.
При введении в будущем обязательных требований по локализации к автомобилям, используемым в качестве легковых такси, будет сформирован значительный (не менее 100–200 тыс. автомобилей ежегодно) рынок сбыта для отечественных автопроизводителей со стабильным спросом. Тем самым будут простимулированы продажи и производство российских легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей
Андрей Кутепов, глава Комитета СФ по экономической политике
Парламентарий учёл и локализацию деталей для электромобилей: с 1 января 2025 года — не менее 1 000 баллов, с 1 января 2027 года — не менее 2 000 баллов, с 1 января 2029 года — не менее 3 000 баллов.
Кутепов пояснил, что инициатива учитывает сложившиеся внешние и внутренние экономические ограничения, а потому требования по обязательной локализации компонентов не распространяется на уже работающие в качестве такси автомобили, то есть документ не будет иметь обратной силы.
Глава Комитета СФ уточнил, что локализационные баллы фиксируются в электронном паспорте транспортного средства, поэтому при покупке автомобиля покупатель, в том числе таксопарк, сможет видеть уровень локализации, а предложенная шкала «является щадящей и стимулирующей автопроизводителей к поэтапному углублению локализации».
Кутепов напомнил, что постепенно растущие требования к локализации дают автопроизводителям достаточное время для перехода на российскую компонентную базу, и, например, локализация ранее производимых в России некоторых моделей Toyota, Hyundai, Volkswagen, Skoda, Renault превышала уровень 1 000 баллов и находилась в диапазоне 1 000–2 000 баллов. «То есть заданный уровень локализации является реально достижимым», — подчеркнул законодатель.
В качестве примеров расчётов количества баллов за локализацию он привёл сварку кузова — 400 баллов, окраску кузова — 500 баллов, использование российского металла, включая алюминий, не менее 70% от общей массы кузова — 200 баллов, изготовление корпусных деталей рулевого механизма (литье, ковка, штамповка, механическая обработка) — 60 баллов.
В январе Кутепов уже предлагал дать правительству право вводить обязательный для работы в РФ уровень локализации для комплектующих такси, чтобы обеспечить дополнительное стимулирование спроса на отечественные высоколокализованные автомобили со стороны таксомоторной отрасли.
Напомним, что 23 декабря 2022 года Совет Федерации одобрил, а 29 декабря Президент Владимир Путин подписал закон, комплексно регулирующий работу такси, но туда не вошла норма об уровне локализации производства использующихся в этой сфере автомобилей.
При обсуждении закона в верхней палате спикер СФ Валентина Матвиенко указала на то, что регионам и бизнесу нужно закупать машины отечественного производства и оказывать максимальную поддержку российским автопроизводителям.
Недавно зампредседателя Комитета СФ по экономической политике Юрий Фёдоров сообщил, что сенаторы готовы вместе с Правительством разрабатывать изменения в законодательство для полной локализации производства электромобилей и всей необходимой для их обслуживания инфраструктуры в России.