Обновлено 21.05.2024
В СФ призвали ввести ежегодную индексацию утильсбора на автомобили
В России предложили повысить утилизационный сбор для автомобилей с двигателями объёмом от 1 до 2 литров с текущих 300 тыс. рублей до 1 млн рублей к 2029 году. Такое письмо вице-премьеру РФ Денису Мантурову направил глава Комитета СФ по экономполитике Андрей Кутепов (есть в распоряжении «СенатИнформ»).
Парламентарий считает, что нужно ежегодно повышать этот сбор: с 300 тыс. до 550 тыс. рублей в 2024 году, с последующем увеличением до 660 тыс. рублей в 2025 году и до 800 тыс. рублей — в 2026 году. Таким образом, к 2029 году он должен достичь 1 млн рублей.
Андрей Кутепов пояснил, что это повышение необходимо для борьбы с агрессивной ценовой политикой иностранных автопроизводителей, которые предоставляют большие скидки на свои машины в России.
Политика такой ценовой экспансии уже даёт свои результаты для иностранных автопроизводителей. Начиная с середины 2023 года, импортные бренды совокупно занимают больше половины рынка легковых автомобилей в России
Андрей Кутепов, глава Комитета СФ по экономической политике
По словам законодателя, 90% рынка легковых автомобилей контролируются иностранными производителями, что приводит к оттоку денег из России. Эти компании не под санкциями и имеют доступ к дешёвым кредитам. При этом российские автопроизводители страдают от санкционного давления и высоких ставок Центробанка.
Продолжение такой ценовой политики иностранных компаний может привести к тому, что российские автозаводы будут производить только дешёвые и устаревшие модели, что негативно повлияет на достижение технологического суверенитета и приведёт к сокращению рабочих мест. Сейчас российский автопром обеспечивает 2,8 млн рабочих мест, и до 50% из них могут оказаться под угрозой.
Андрей Кутепов уверен, что повышение утильсбора не повлияет на стоимость российской техники благодаря господдержке. Дополнительные поступления от индексации могут достигнуть 285,5 млрд рублей в 2024 году и более 1,5 трлн рублей в 2026 году. Эти средства будут направлены на развитие отечественного автопрома и локализацию производства.
Напомним, предложение повысить утильсбор для иномарок с двигателем объёмом от 1 л до 2 л до 550 тыс. рублей в текущем году и до 1 млн рублей — к 2029 году высказал на заседании Комитета СФ по экономполитике глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов. По его мнению, это простимулирует китайские компании локализовывать своих поставщиков в нашей стране и создавать партнерские проекты с производителями в РФ.
Позже Денис Мантуров заявил, что Правительство РФ готово оперативно рассмотреть вопрос повышения утилизационного сбора.
В декабре 2023 года спикер Валентина Матвиенко призвала Минфин РФ не тянуть со сбалансированным решением для помощи отечественным автопроизводителям. Ситуация с их закредитованностью не может оставаться такой же тяжёлой, считает она.