Обновлено 15.12.2021
В России не планируют заменить работу школьных учителей искусственным интеллектом
Инициативу о проверке домашних заданий школьников с помощью технологий искусственного интеллекта нужно, прежде всего, рассматривать как помощь ученику при выполнении стандартных, шаблонных заданий, а учителю — при их проверке. Таким образом, можно освободить время для творческой работы и общения педагогов с учащимися. Об этом в интервью «СенатИнформ» заявила глава Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
Сегодня стало известно, что в России будет создан сервис «Цифровой помощник учителя», с помощью которого удастся проверять до 50% домашних заданий школьников. Технологию планируется внедрить до 2030 года, сказано в паспорте стратегии цифровой трансформации образования, подготовленном Минпросвещения РФ. Кроме того, ожидается, что 100% российских школ до 2024 года перейдут на безбумажные технологии в организации образовательной деятельности, а доля электронного документооборота в средних учебных заведениях составит 90%.
Отмечается, что до 2024 года 100% выпускников российских школ смогут использовать цифровое портфолио для поступления в колледжи, вузы, а также при трудоустройстве. Технология будет реализована в рамках сервиса «Цифровое портфолио ученика».
Я хочу особо подчеркнуть, что только учитель, ученик и их живое общение должны оставаться главными в учебном процессе. Ведь дать оценку чтению стихотворения, пересказу художественного произведения, сочинению, творческой коллективной работе искусственный интеллект не сможет
Лилия Гумерова, глава Комитета СФ по науке, образованию и культуре
Она подчеркнула, что ученые, педагоги, эксперты самого высокого уровня настаивают: «мы не должны быть в зависимости от искусственного интеллекта, управлять им должен человек».
При этом сенатор приветствует создание цифровых портфолио выпускников школ, поскольку это даст возможность будущим абитуриентам «понимать какой багаж побед и образовательных удач есть, и как он повышает шансы поступить в то или иное высшее учебное заведение».
В паспорте Стратегии, обнародованной Минпросвещения, уточняется, что до 2024 года планируется достичь следующих результатов: 33% уроков будут проводиться с использованием современного цифрового образовательного контента, 100% школьников смогут получить по запросу подборку таргетированного контента, 100% школьников смогут участвовать в реализации сетевых программ обучения с использованием видеочатов и других средств коммуникации. Также планируется создать автоматизированный сервис записи в школу, сформировать реестры цифровых двойников школ и образовательных программ.
Напомним, что Стратегия цифровой трансформации образования рассчитана до 2030 года и включает создание сервисов «Библиотека цифрового образовательного контента», «Цифровой помощник ученика», «Цифровое портфолио ученика», «Цифровой помощник родителя», «Цифровой помощник учителя», а также создание системы управления образовательной организацией. Участниками реализации стратегии являются Минпросвещения, Минцифры, Минкультуры, Минспорта и Рособрнадзор.
В конце июня «СенатИнформ» сообщал, что компании-разработчики в сфере искусственного интеллекта в ближайшие годы получат около 12 млрд рублей в виде грантов в рамках реализации федерального проекта «Искусственный интеллект». В ведомстве отметили, что по предварительным оценкам, этих средств хватит на поддержку 50 зрелых компаний и примерно 1200 начинающих команд. Как отметила первый зампред Совета по развитию цифровой экономики при СФ Ирина Рукавишникова, меры поддержки разработок в сфере искусственного интеллекта направлены не только на стимулирование фундаментальных исследований, но и на поиск интересных идей и решений, применимых в различных отраслях экономики и общественной жизни.
Как сообщил ранее первый зампред Совета Федерации Андрей Турчак, Совет по развитию цифровой экономики при верхней палате готов стать площадкой для доработки федерального законодательства в цифровой сфере и помощи регионам в реализации Стратегии цифровой трансформации.